Автор: Епископ Николай Погребняк
Архиереи Твои, Господи, облекутся в правду,
и преподобнии Твои радостию возрадуются…
Среди церковных чинопоследований особое место по торжественности и великолепию занимает рукоположение во епископа: Божественная благодать соделовает "нового строителя Таин, путевождя слепых, свет сущим во тьме, светильник в мире"; архиерей Божий облекается в правду (Пс. 131:9).
В православной иконографии существует традиция изображения Спасителя в архиерейском облачении, - возникла она достаточно поздно, но представляется весьма важной для уразумения высоты святительского служения: по апостольскому церковному устройству епископ символизирует Самого Христа - Главу всей Церкви.
В Ветхом Завете каноны, определяющие особенности архиерейского - первосвященнического - служения восходят, ко временам пророка Моисея. В книге Левит, впервые упоминающей Великого священника, на главу которого возлит елей помазания (Лев. 21:10), говорится и о его облачении в священные одежды.
Описание священных одежд, которые Господь повелел Моисею изготовить для Аарона, дано в Книге Исход: Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне (Исх. 28:4).
Ефод, верхняя одежда первосвященника, по мнению комментаторов Ветхого Завета, походил на саккос, но без рукавов, состоял из двух кусков дорогой материи (напоминавшей парчу); на нем закреплялся и носился наперсник. Верхняя риза не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят. Ее подол был украшен гранатами, сделанными из разноцветных шерстяных нитей, и золотыми бубенчиками. Под ризой носился хитон с рукавами, который также был длиной до пят. Верхняя риза была сделана из голубой шерсти и надевалась поверх хитона, но под ефод. Ее надевали через голову, горловину обшивали тканым кантом, подобно отверстию брони (Исх. 28:32). Гранаты на подоле должны были напоминать первосвященнику о заповедях, которые надлежало соблюдать и ему, а звон бубенцов, согласно Исх. 28:35, - о том, что он мог без опасности для жизни приближаться к Господу, когда был одет точно в соответствии с Его предписаниями.
Верхняя риза указывала на славу, величие и святость первосвященника. Первосвященнический кидар представлял собой свитый из ткани тюрбан и, как указывает Иосиф Флавий, отличался от головных уборов остальных священников голубым украшением наверху; на кидар прикреплялась голубым шнуром диадема из чистого золота, на которой было выгравировано "Святыня Господня". Диадема всегда прикрывала лоб Аарона и всех последующих первосвященников; она должна была возмещать недостатки приношений от сынов Израилевых (Исх. 28:36-38).
Иконографический тип Христос Великий Архиерей, где Спаситель изображен в архиерейском облачении, получил распространение в поздневизантийском искусстве. В основе изображения Христа как Первосвященника лежит текст: Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109:4) и его истолкование в Послании к евреям: Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего (Евр. 4:14) и далее: Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека… хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека (Евр. 5:5-10).
Христос Великий Архиерей, с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским
О Первосвященническом служении Господа Иисуса Христа, приносящего Себя в жертву за грехи наша, за беззакония наша пророчествовал Исаия (Ис. 53:1-10). Как Небесный Архиерей, Он приносит искупительную жертву Богу Отцу за грехи человечества; этой жертвой является Он Сам, "Приносяй и Приносимый". В Своем ходатайстве пред Отцом Небесным за всех людей, Иисус Христос выступает как Первосвященник от их лица.
Первосвященническое служение Иисуса Христа, в отличие от служения первосвященников Ветхого Завета, которых "было много, потому что смерть не допускала пребывать одному", есть служение пребывающего вечно и имеющего священство непреходящее. Таков, - продолжает апостол Павел, - должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного (Евр. 7:23-28).
В соответствии с учением апостола Павла о первосвященстве Христа, Он прославляется Церковью как Великий Архиерей, Первосвященник нового, истинного исповедания, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр. 8:1-2).
Изображения Христа - Великого Архиерея встречаются как отдельно, так и в составе композиций "Евхаристия" и "Небесная Литургия", довольно широко распространенных в поздневизантийском искусстве. Остановимся подробнее на особенностях облачения Спасителя в этой иконографической схеме.
Понятно, что на иконах Христа - Великого Архиерея изображались те же архиерейские облачения, что использовались за богослужением действующими архипастырями Церкви. Какие же именно?
Обратимся прежде к иконографии святителей: она имеет гораздо более древние корни, чем изображения Христа - Великого Архиерея. Первое, на что сразу обращаешь внимание: встречаются изображения святителей как в фелонях, так и в саккосах, причем не прослеживается четкой зависимости особенности архиерейских облачений от сана изображаемого святителя. Интересным примером может служить воздух, вышитый в 1389 г. великой княгиней Марией (вдовой князя Симеона Гордого). На нем изображены митрополиты Максим и Феогност: один в фелони, а другой в саккосе, оба облачения - полиставрии, омофор имеют оба святых.
Архиепископ Вениамин (Краснопевков) в "Новой скрижали" указывает на особенности архиерейского облачения греческой традиции: саккосы положено было носить только патриархам и митрополитам. Архиепископам и епископам положены были только фелони. Традиционное и достаточно древнее изображение святительского чина на иконах - в фелонях или саккосах.
На пелене середины XV в. из Кирилло-Белозерского монастыря святители Московские Петр и Алексий - в саккосах, а Леонтий Ростовский - в фелони. К середине XV в. различия в облачении прослеживаются более четко: пелена святителя Никиты Новгородского из Софийского собора изображает епископа в фелони, а святитель Алексий, Митрополит Московский на пелене из Чудова монастыря изображен в саккосе-полиставрии.
К этому времени первосвятителей на иконах изображали уже только в саккосах, но в богослужебном обиходе еще не было строгой регламентации особенности архиерейских облачений в зависимости от сана.
Источники и литература:
1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т.1-2. М., 1963.
2. Вениамин (Краснопевков), архиеп. Новая Скрижаль. СПб, 1908.
3. Византия. Балканы. Русь. Иконы конца XIII - первой половины XV века. Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. [ГТГ]. М., 1991.
4. Квливидзе Н.В. Великий Архиерей Христос. - Православная энциклопедия, т. 7. М., 2004.
5. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб, 1905.
6. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970.
7. Лидов А.М. Образ "Христа-Архиерея" в иконографической программе Софии Охридской // Зограф. т. 17. Белград, 1986.
8. Осташенко Е.Я. Об иконографии типа иконы "Предста Царица" Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977.
Продолжение статьи
Источник: http://www.mepar.ru/
Фото: www.obraz.org
Иконография детства Спасителя
Рождественский цикл в памятниках иконографии Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|