Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Избранные вопросы православной апологетики. Часть 4. Антропоморфизмы Священного Писания. Возможно ли познание Бога с помощью чувств? О снах.
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 21.12.2024, 20:50 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Как мы веруем

Избранные вопросы православной апологетики. Часть 4. Антропоморфизмы Священного Писания. Возможно ли познание Бога с помощью чувств? О снах.

Автор: Виталий Питанов

Виталий Питанов: Сны - это ложь или истина?

Виталий Питанов

Антропоморфизмы Священного Писания

В Священном Писании часто можно прочитать, что Бог видит, слышит, гневается и т.д. Эти антроморфизмы использованы в Библии как аллегории для лучшего понимания нами проявлений и деяний Божиих, но их никак нельзя трактовать в буквальном смысле. Святой Антоний Великий отвечает на этот вопрос так: "Бог благ и беспристрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однакож, как Он будучи таков о добрых радуется, а злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостивым к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от него; сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах: то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть тоже, что сказать: солнце скрывается от лишённых зрения"1.

Возможно ли познание Бога с помощью чувств?

Можем ли мы доверять нашим чувствам, нашей интуиции? Люди очень субъективны как в самооценке, так и в оценке личностных качеств и поведения других людей, событий, явлений и т.д. Что такое интуиция? Слово "интуиция" в переводе с латинского означает "созерцание, видение, пристальное всматривание"2. Интуиция - это познание без видимого участия, рассуждения, логических доказательств3. Но где источник этого внерационального знания? Православное вероучение говорит о двух источниках знания такого рода: Божественном и бесовском. Представления о том, что "истина - это то, что я чувствую", называется эмоциональной теорией истинности4, на которую фактически опираются все мистики. У этой теории есть несколько слабых мест. Во-первых, мистический опыт конкретного человека не может ничего доказать окружающим, так как он субъективен. Во-вторых, проверить утверждения, основанные лишь на мистическом опыте, невозможно. В-третьих, любой опыт подобного рода может быть неверно истолкован. Фактически весь мистицизм базируется на духовных переживаниях конкретного мистика. При этом любые внешние критерии проверки этого опыта мистиком отвергаются.

Православное вероучение такой подход к духовной практике называет прелестью. Прелестью называется состояние обольщения человека, пребывая в котором, он ошибочно считает себя удостоившимся от Бога особых духовных дарований. Свт. Игнатий Брянчанинов пишет: "Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью… Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщает сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляя и само тело… Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти"5. Прелесть проявляется в гордыне, нетерпимости к ближним, закрытости к любым критическим замечаниям, фанатизме6. Человек, пребывающий в прелести, любую критику в свой адрес воспринимает как доказательство невежества критикующих. Главным признаком прелести может быть названа страсть гордыни, которая активно развивается в человеке и в крайнем своем проявлении заставляет его превозносится над ближними, провоцируя хвалиться своими "духовными достижениями" и активно стремиться наставлять всех в духовной жизни.

Проявления прелести разнообразны, например, святой Антоний Великий писал о таком виде прелести: "Берегись советов злого дьявола, когда придет он в виде правдоречиваго, чтоб прельстить вас и ввести в обман. Хоть бы он пришел к вам в виде Ангела светла, - не верьте ему и не слушайте его: ибо тех, кои верны, он обыкновенно очаровывает привлекательною видимостью истины… Посему диавол устрояет им видения и призраки и надымает их сердце гордынею; иногда дает им ночью сны, которые исполняются для них днем, чтоб еще в большую погрузить их прелесть. Этого мало: он иногда показывает им свет ночью, так что светлым становится место, где они; и многое такого рода он делает, даже будто знамения. Все это он делает для того, чтобы они относительно его оставались спокойны, думая, что он Ангел, и принимали его. Как скоро они примут его в этом смысле, он низвергает их с высоты, по причине духа гордости, который ими овладевает. Старается держать их в убеждении, что они сделались великими и славными в духе паче многих, и не имеют нужды обращаться к своим отцам и слушать их… Наставления отцов им тяжелы; потому что они уверены, что сами уже знают все"7. Примеров такого вида прелести, рассматривая деятельность современных сект, мы можем найти немало: это и "преподобный" Сан Мен Мун, создатель "церкви" Объединения, и Иосиф Смит, основатель "церкви" мормонов, и В.Я. Береславский (Янкельман), создатель Богородичного Центра, и многие другие. Святые отцы Православной Церкви учат нас, что видения, о которых говорит св. Антоний, нельзя принимать: "Чая с Богом быть, никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или Святого какого, или бы свет мечтался и печатлелся в уме"8. Более того, "…Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть, без вопрошения должного испытания, но паче похваляет его, как мудрого…"9.

Верным признаком духовной ложности видения является сомнительный характер того учения, которое может провозглашать привидевшееся существо: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8).

Появлению видений в большой степени способствуют различного рода медитации в сочетании с практикой мысленной визуализации. Человек, не желающий впасть в прелесть, должен полностью отказаться от такого рода практик: "Когда, делая свое дело, увидишь свет или огнь вне или внутри, или лик какой - Христа, например, - или Ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений (выделено нами.- В.П.), и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие, со вне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души"10.

Еще один вид прелести называется "мнением". Святитель Игнатий Брянчанинов пишет о нем: "Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собой какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате, или предании произвольно, по своему усмотрению… находится в этой прелести"11. В этом состоянии человек "стяжает ложное воззрение на все, окружающее его"12. У него формируется внутренняя убежденность в своей правоте, в своем "знании истины", он перестает прислушиваться к критическим замечаниям со стороны: "Зараженные "мнением" о достоинствах своих, особенно о святости своей, способны и готовы на все казни, на всякое лицемерство, лукавство и обман…"13. Они слышат только себя. Таких людей очень тяжело в чем-то переубедить. Они считают, что уже обрели "истину" во всей ее полноте и почивают на "лаврах".

В целом можно отметить, что Бог не наделил человека ничем лишним, ненужным. И чувства, и разум необходимы нам, они должны пребывать в гармоническом единстве, взаимно дополняя друг друга.

Сны: ложь или истина?

Как относиться к снам? Несомненно, существуют пророческие сны. И в Библии есть немало тому примеров, это и сон Навуходоносора (см. Дан. 2), и явление во сне Ангела Иосифу (см. Мф. 2:19), но вместе с тем в Священном Писании читаем: "Пустые и ложные надежды - у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям" (Сирах. 34:1-2). Характер снов отражает духовное состояние человека. Св. Симеон Новый Богослов пишет: "Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями"14. В целом святые отцы не рекомендовали придавать снам особого значения. Их позиция выражается кратко: "не принимай и не отвергай". Сны пророческие посещают нас очень редко и при неправильном отношении к ним вместо вразумления могут послужить причиной падения человека, взрастить его гордыню. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что доверие снам "всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным…"15. Мы чаще всего видим сны суетные, мирские или искусительные. Сны от Бога вызывают в человеке радость, чувство покоя, смирение, они всегда направляют его к духовному развитию. Сны, имеющие источником бесов, могут льстить тщеславию человека, развлекать, объявлять его "великим", ведь сам "Бог" с ним говорит. Их цель - увлечь внимание человека, за внешней мишурой заставить забыть о главном - о смирении, развить в нем гордыню, объявить его причастным к неким эзотерическим тайнам и т.д. Человек начинает принимать фантазии за реальность, отсюда столько ложных пророчеств этих "подвижников". Люди, поддавшиеся этому искушению, очень быстро становятся заносчивыми, любую критику воспринимают как "невежество", как признак "недостаточной духовной продвинутости" по сравнению с ними. Никаких духовных практик, использующих сон для духовного продвижения, как, например, в оккультизме16, в Православии нет. Человек, использующий такого рода практики, ставит себя вне Церкви.

Заключение

Современное общество, в котором бытует невежество и откровенное непонимание христианских догматов, пропитано идеями, чуждыми Православию. Различные оккультные организации и секты распространяют о Церкви откровенную ложь, фальсифицируя Ее историю и приписывая христианам самые нелепые учения. Активно ведется работа по созданию чуждого Православной Церкви эзотерического "предания", с помощью которого "толкуется" Священное Писание. Поэтому апологетическим вопросам Церковь должна уделять самое серьезное внимание. От правильно поставленной апологетической деятельности может зависеть спасение многих людей. Большинство нападок на Церковь возникают не столько по причине злой воли представителей "нетрадиционной духовности", сколько из-за их откровенного невежества как в вопросах церковной истории, так и в вопросах богословия Церкви. Это необходимо учитывать в практической апологетике и в соответствии с этой реальностью строить свою работу. У многих "представителей нетрадиционных религий" существует предубежденное отношение к Церкви, которое можно преодолеть только в духе любви и терпения. Необходимо относиться с уважением к желанию людей найти Бога, стать лучше. Сами по себе эти желания прекрасны, но ищущие Истину нуждаются в нашей помощи. Для практической апологетики важно не только то, что апологет говорит, но и то, как он себя ведет, даже его внешний вид имеет значение. Общаясь с заблудшим, проявляйте к нему искреннее внимание, не поленитесь познакомиться с тем учением, сторонником которого он является, не говоря уже о том, что нельзя заниматься апологетикой, самому не зная истории и богословия Православной Церкви.

Невозможно рассмотреть все вопросы, которые могут возникнуть при общении с последователем "нетрадиционной духовности", и данная работа тоже затрагивает только их часть. Но мы надеемся, что она поможет Вам в нелегком, но очень полезном и нужном апологетическом служении.

© Питанов В.Ю.

Литература
1 Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.90.
2 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология словарь-справочник. Минск, ООО Хэлтон. 1998. С.101.
3 Там же. С.101.
4 Краткий путеводитель по мировым религиям. Под общей редакцией Дина Халверзона. СПб., Шандал, 2000. С.269.
5 Святитель Игнатий Брянчанинов. О Прелести. СПб., Общество святителя Василия Великого. 1998. С.4,6.
6 Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Изд. Сретенского монастыря. М., 2002. С.258.
7 См.: Св. Антоний Великий. Добротолюбие. Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.
8 Св. Григорий Синаит. Добротолюбие. Т.5 М., репр. 1900. С.224.
9 Св. Григорий Синаит. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С.224.
10 Св. Григорий Синаит. Там же. С.233.
11 Святитель Игнатий Брянчанинов. О Прелести. СПб., Общество святителя Василия Великого. 1998. С.78.
12 Там же. С.80.
13 Там же. С.81.
14 О сновидениях. Издательство Московской Патриархии "Благо".1998. С.4.
15 Святитель Игнатий Брянчанинов. О Прелести. СПб., Общество святителя Василия Великого. 1998. С.23.
16 Например, такого рода практики есть у Карлоса Кастанеды.


Избранные вопросы православной апологетики. Часть 1. "Церковный догматизм" и догматы Церкви. Богооткровенность Священного Писания
Избранные вопросы православной апологетики. Часть 2. Необходимость Священного Предания
Избранные вопросы православной апологетики. Часть 3. Учения Христианской Церкви о Пресвятой Троице и Божественности Иисуса Христа


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (27.04.2010) | Автор: Виталий Питанов
Просмотров: 3050
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz