Автор: Ирина Филиппова
Большинство людей, живущих сегодня в нашем обществе, считают веру понятием абстрактным. “Покажите нам вашу веру”, – обращаются они к христианам, и, не получая понятного им ответа, победоносно отходят. Не понимают они, что ответ на этот вопрос не получат до тех пор, пока не начнут искать Бога. Только тогда откроется для них и возможность распознать истину, отличить ее от лжи. И уже тогда в самих себе люди будут пытаться ответить на вопрос: что такое вера?
Сегодня мы поговорим о том, что такое истинная и ложная вера, с настоятелем Преображенского храма с. Нудоль священником Аркадием Штейнбергом.
– Отец Аркадий, так что же такое – вера?
– Я отвечу словами апостола Павла: Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1). Это некое внутреннее знание человека. Апостол рассуждает об очень высокой вере, о которой Христос говорит: если кто будет иметь веру с горчичное зерно и скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет (см. Мф. 17, 20; Мк. 11, 23). В другом месте Евангелия Он говорит: Вера твоя спасла тебя (Мф. 9, 22). И в обычной жизни мы знаем, что вера на свете есть. Правильно многие люди говорят: “Без веры жить нельзя”. Не потому, что без нее человеку плохо, а потому, что в душе человеческой есть место, которое ничем иным не может быть заполнено. Вера связана с представлением о том, как устроена жизнь, и человек живет, именно веря, то есть доверяя этому жизненному представлению. Но, с другой стороны, понятно, что вера может быть и неправильной. Человек может ошибаться, как ошибались, например, целые поколения, которые верили в коммунизм. Можно, конечно, верить и в то, что есть жизнь на Марсе…
На самом деле есть несколько пониманий слова “вера”.
Первое – вера как чистое знание: “Я верю, что Бог есть и что без веры Богу угодить нельзя”.
Второе измерение веры связано с совестью человека. Многие говорят: “Жить по вере – значит жить по совести”. То есть вера есть нравственное внутреннее начало, которое требует, соответственно, нравственного поведения.
И третье: вера – это доверие Богу, уверенность в том, что Бог есть истина и жизнь. Это та вера, которая творит чудеса.
– Батюшка, достаточно ли ПРОСТО верить или необходимо что-то еще?
– Ну как же достаточно? Давайте вернемся к теме об истинности и ложности веры. Ясно, что верить можно только истине. То есть вера – это то, что соединяется с истиной. Если она соединяется с ложью, если я верю в ложь, то меня ждет крах в жизни. Я верил, надеялся и вдруг – “мыльный пузырь” лопнул, и ничего нет. И ты думаешь: “Как же я жил-то все это время, я же жил по вере?” Каждый человек живет по вере. Но она может быть неправильной. И тогда горе человеку.
Как же узнать, какая вера правильная, а какая неправильная? Правильно верить в истину. Доказать истину не всегда возможно. Истину можно получить как откровение, истину можно ощутить сердцем, но это будет истина. Кстати, с верой связан еще один аспект – наш нравственный выбор. Я чувствую, что это так, я верю, и я должен приложиться к этой истинной вере, тогда Бог откроется мне, Он удостоверит мою веру.
Где же критерий истины? А истина познается по плодам. Хорошо, если Бог человека приводит в Церковь, и человек видит, что Церковь – это истина, потому что в тех условиях, в которых она существовала 2000 лет, никакая человеческая организация никогда бы не выжила. Да что там организация, никакое общество никогда бы не выжило. Но Господь сказал про Церковь: Врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).
– Вы говорите, что есть истинная и ложная вера. А многие люди скажут: “Что же это получается, то, во что мы верим: любовь, справедливость – это все ложная вера?”
– Не совсем так. Ведь Любовь – это одно из имен Божиих. Под словом “любовь” люди понимают разное. Любовь к мужчине или женщине – чувство прекрасное, своего рода это отражение Божественной Любви, но все-таки это человеческое чувство, и само по себе оно не является спасительным. Но при помощи его можно прийти к настоящей любви, той, которая спасает человека. Идти по жизненным ступеням помогает человеку опыт веры, то есть жизнь по настоящей вере. Есть вера в государство, в человека, в себя, но, в конце концов, человек, опираясь только на эту веру, не может найти решение сложнейших жизненных вопросов, которые рано или поздно встанут перед ним.
– А чем отличается маловерие от настоящей веры?
– Есть несколько понятий маловерия. Одно из них – суеверие, то есть суетная вера. Она связана с определенными историческими моментами бытия человечества, с обычаями. И если человек весь ими наполнен, то и вера его в суете находится.
Очень важный аспект веры – доверие. У человека всегда личный опыт веры соотносится с опытом веры других людей, ему приходится сравнивать. У Церкви такой опыт связан со знанием истины. Что есть истина? Христос есть путь, истина и жизнь. И вера, безусловно, связана и с путем, и с истиной, и с жизнью. Человек, анализируя свою жизнь, видит: “Да, вот здесь я действительно следовал за истиной, а вот здесь я ошибался, заблуждался. Прости меня, Господи! Я должен покаяться, должен очистить свою душу от этих заблуждений”.
Другой аспект понятия “маловерие” – маленькая вера. Что это такое? Я бы сказал так: это пренебрежение к той истине, которая дана нам, как спасительный круг. К ней мы относимся как к чему-то второстепенному. Вот в чем ошибка, вот в чем грех.
Допустим, я ленивый человек и неправильно себя веду: не хожу на работу, опаздываю, делаю свою работу кое-как и т. д. Я все понимаю, но все равно веду свою жизнь как-то вяло. Что обо мне можно сказать? Плохой работник. Тоже самое и в Церкви. Настоящая вера всегда требует от человека подвига. Почему? Потому что мы находимся в состоянии падения и нуждаемся в спасении. Человек не должен быть равнодушным, ревность на творение добрых дел должна быть в человеке. Кстати, и в Церкви много людей, у которых вера маленькая. Состояние такое нормально для грешника, но плохо, что мы к этому своему состоянию равнодушны, на этом состоянии останавливаемся.
Есть и другой пример маловерия, когда человек абстрактно верит, что где-то есть Бог, но сам боится в это поверить, потому что не считает это важным. У меня был один знакомый ученый, я с ним много беседовал. И не один раз говорили мы о вере. Я убеждал его почитать Священное Писание, говорил ему, что любой образованный человек должен хотя бы раз прочитать эту книгу. А он был человек неверующий. Он верил в науку, научное мировоззрение и говорил мне: “Я не смог до конца прочитать Священное Писание, потому что когда я читаю, то чувствую, что все мое мировоззрение рушится, а я этого не хочу”. Вот состояние маловерия, когда человек боится разрушения своего представления о жизни, цепляется за свою личную правду и боится истины. Мне говорят: “Вот есть чудо, иди, посмотри”. “Не пойду. Боюсь”. Почему? Потому что это чудо потребует от меня изменения отношения ко всему. И мне придется все переменить в себе. Чтобы это сделать, надо во что-то поверить еще сильнее и проявить мужество, сказав: “Да, вот это – правда, а вот это – ложь”. То есть когда человек отказывается принять какие-то аспекты веры, потому что они могут разрушить его суетный мир, в котором он уютно живет, и человек это понимает, такое состояние граничит с очень серьезным грехом, грехом хулы на Духа Святого, который не прощается. Это сознательное сопротивление истине.
– Тогда, батюшка, что же является краеугольным камнем веры?
– Для неверующего лучше сказать так: “Свято место пусто не бывает”. Для верующего можно сказать просто – Христос. Это Камень, на котором стоит все здание нашей веры. Никто другого камня положить не может в устроение своей души. Так устроена и Церковь – Тело Христово. И человек верующий в какой-то момент должен сделать для себя открытие, даже если он с малолетства воспитывался в вере, при формировании личности он сам для себя должен это переоткрыть: “Христос есть Тот, Кому я верю”. Как? Не знаю, но верю, потому что это правда. Все, что Он говорит, это правда. В этом можно убедиться, это можно увидеть. А для того, чтобы увидеть, надо посмотреть. Если захочешь, посмотри. Приди и виждь. Помните, в Евангелии: “– Мы нашли Мессию. – Как? Может ли быть из Назарета что доброе? – Так ты пойди и посмотри” (см. Ин. 1: 41, 46). Вот пойдите и посмотрите.
Что такое Церковь?
Пастырь добрый Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|