Автор: Протоиерей Борис Балашов
Гагарин Г. Г. "Добрый пастырь". Первая пол. XIX в.
Оценивая духовное руководство еврейским народом фарисеями и учеными книжниками - иудейскими богословами I века нашей эры, Иисус Христос рассказал притчу о добром пастыре (пастухе). Образы взяты из хорошо известной Его слушателям пастушеской жизни.
От того, каков пастух, зависит, в каком состоянии будут овцы и само стадо. На ночь восточные пастухи собирали вместе стада разных хозяев в какой-либо общий загон или двор. По очереди они охраняли этих овец в огороженном загоне, чтобы ни волк, ни вор не могли их похитить. Утром сторожа открывали двери загона, пастухи звали овец, и те, узнавая голос своего пастыря, устремлялись за ним. Если же кто-то перелезал к овцам через ограду, а не входил через дверь, было ясно, что это - вор. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде (извне), тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их (Ин. 10, 1-3).
Не только овцы знали своего пастыря, но и пастух знал по имени каждую овечку своего стада. Ведь забота о том, чтобы сберечь овец от хищников и воров, найти для них хорошее пастбище и многое другое, была направлена на то, чтобы здоровые и крепкие овцы приносили максимальную пользу своим хозяевам, то есть кормили и одевали их, принося шерсть и молоко. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им (Ин. 10, 4-6). Удивительно, что фарисеи, знатоки Священного Писания, не поняли этой притчи.
Псалмопевец Давид, возлагая все свое упование на Бога, называл Его своим Пастырем: Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези (пути) правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня (Пс. 22, 1-4).
В этих прекрасных поэтических словах Давид не стесняется сравнить себя с овцой. Ведь совершенно ясно, что сравнение человека с животным в такой форме не унижает человека, а выражает личностные отношения благодатной души и Бога.
Пророк Исаия в мессианском пророчестве возвещал о грядущем Спасителе мира: Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных (Ис. 40, 11). Слыша это пророчество о Спасителе-Пастыре, невольно возникает образ любящего нежного отца, с любовью прижимающего к сердцу свое любимое дитя.
Но в том же Ветхом Завете есть и грозные слова о недостойных пастырях. Так пророк Иеремия, свидетель падения Иудеи, разрушения Иерусалима и начала Вавилонского плена, писал о вождях иудейского народа: Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь (Иер. 23, 1-2).
Таким образом, Священное Писание Ветхого Завета неоднократно использовало образ пастыря и стада овец. Под овцами однозначно понимались люди - члены Божиего народа и Ветхозаветной Церкви. Образ пастыря мог относиться к Единому Троичному Богу, ко Второй Ипостаси Святой Троицы - Сыну Божиему, Мессии, Христу - и к вождям Божиего народа, в том числе и недостойным.
Фарисеям, не понявшим смысла притчи и забывшим ветхозаветные пророчества о пастырях, Иисус Христос в полном соответствии с Ветхозаветными Писаниями сказал: Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить (пастбище или всё самое необходимое для жизни) найдет (Ин. 10, 7-9).
Господь называет Себя дверью потому, что Он единственный истинный Посредник между Богом Отцом и людьми, единственный путь в основанное Им Божие Царство - двор овчий - как для пастырей, так и для пасомых. В это Царство Мессии невозможно войти, минуя Христа, - перелезть через ограду. Так поступали и поступают ложные пастыри, которые, прикрываясь красивыми словами о благе народа, преследуют собственную выгоду. Огороженный и охраняемый двор овчий - Царство Божие на земле, Христова Церковь. Пажить, хорошие пастбища - это, конечно, не только земной мир, но и Небесное Царство.
Наемники - негодные пастыри всех мастей, о которых еще пророк Иезекииль гневно возвещал: Так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? (Иез. 34, 2).
Похищающий и губящий овец волк - диавол и его прислужники всех времен и народов. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10, 10-11).
Христос всем дарит жизнь. Он исцелял и исцеляет больных телом и душой. Именно через личную встречу со Христом и через вхождение в жизнь Его Церкви обновляются человеческие души. Ценой Своей жизни через Крест и Воскресение Господь победил диавола и разорил его царство. Со Своими верными учениками Спаситель будет вместе и в земной жизни, и после смерти: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20).
Подлинные Христовы пастыри идут путем своего Божественного Учителя, не щадя своих сил, а если потребуется - то и самой жизни. Ради Христова достояния - верующих людей - эту истину подтвердило множество древних мучеников и мучеников нового времени.
А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах (Ин. 10, 12-13).
Наемники - это, во-первых, современная Христу еврейская иерархия: первосвященники, священники и другие храмовые и синагогальные служители. Во-вторых - лжепастыри всех времен, выполняющие свое служение формально, как профессиональную работу, а не как служение ради Христа. Сказав наемники про современных Спасителю фарисеев и книжников, Он оценил их разрушительную духовную деятельность. Господь называет их волками и ворами, разоряющими Божие наследие и ведущими народ Иудейский к страшной катастрофе: разрушению Иерусалима и выселению евреев из Палестины, как результату предательства своего Мессии и измены своему Богу.
А что говорит Господь о Себе? Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец (Ин. 10, 14-15).
Спаситель лично знает каждую Свою словесную и разумную овечку. Это взаимное знание друг друга - пастыря и овец - должно быть подобно взаимному знанию Бога Отца и Бога Сына. Верою и сердцем люди ощущают и узнают своего Спасителя, потому что именно в Нем они находят удовлетворение всем своим духовных потребностей и исканий, мир душам, подлинное счастье.
Высшее проявление любви к потомкам Адама - добровольная отдача Своей жизни за них. Но жизнь Свою Господь отдает, чтобы люди приняли Его бесценный дар - Жизнь Вечную - и стали словесными овцами Его стада, членами Его Единой Церкви, людьми, идущими ко спасению. Именно отвечающих на Его любовь Христос называет "Своими". Но это не только Его современники - евреи, уверовавшие во Христа; есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10, 16).
Услышать голос Христа можно через Евангельское слово, церковную проповедь, слова и наставления верующих друзей и близких, через примеры благочестивой жизни христиан. Этот голос Христов звучит и сейчас, призывая людей к ответу на любовь Спасителя мира. Всех живущих на земле Своих верных детей - членов Его Единой Церкви - и всех ранее живших, а ныне пребывающих в мире вечности, Богочеловек соединяет в единый живой организм - святую Христову Православную Церковь. Потому и возможны молитвы святым и молитвы за умерших, ведь мы все соединены в одну Семью через Иисуса Христа. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Воскресение Христово дает победу жизни не только человеческой природе Иисуса Христа, но и всему миру, всем, кто захочет эту победу принять.
Вознесшись в мир Небесной Славы в 40-й день после Воскресения, Господь не оставил Своего Пастырства в Единой Святой Православной Церкви.
Спаситель призывает христиан к пастырскому служению во все времена жизни Церкви Христовой на земле. Православные епископы - преемники служения пастырства Христова, таковыми были в I веке апостолы. Епископам в пастырском служении помогают священники. Образец пастырства - Сам Господь Иисус Христос.
Множество святых пастырей, как мирно закончивших земную жизнь, так и мученически, прославляет Церковь. Вот только несколько таких имен: святые святители Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Филипп, Ермоген, Тихон Московские и великое множество иных, которые теперь в Царстве Небесном молятся за народ православный.
Православная Церковь жива! И будем молить Бога, чтобы много достойных пастырей Господь призвал на служение людям в нашем Богоспасаемом Отечестве.
В Евангелии говорится, что апостол Фома не поверил свидетельству других учеников о том, что они видели Воскресшего Господа. Почему?
Статья протоиерея Бориса Балашова "Господь мой и Бог мой!" Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|