Автор: Протоиерей Борис Балашов
Можно ли вышивать иконы самой? Такие вопросы нередко приходится слышать священнику.
Сейчас не проблема купить схемку для вышивки, напоминающую внешне иконописное изображение. Могут ли готовые работы считаться иконами? Давайте разбираться.
Икона - это образ мира вечного и невидимого. Фотография и картина передают нам реальность нашего земного мира, в котором мы живем и который в определенной степени понимаем. Но ни фотография святого человека, ни его портрет не могут быть иконами этого праведника, даже если это изображение будут сто раз освящать священники и многократно окроплять святой водой. Подобным путем после раскола с Восточной Церковью пошла Западная - Католическая. У них иконы превратились в картины, отображающие наш земной мир: образы Спасителя, Божией Матери и святых писались с живых людей, внутренний мир которых был исполнен человеческих страстей. Иконы стали реалистическими портретами или жанровыми картинами нашей земной реальности, только формально они передавали библейские сюжеты. Фигуры, лица, краски - все это отображало мир земной, а не мир Небесного Царства.
Я видел иконы XIX в. написанные абсолютно ложно и даже кощунственно. Кто-то же их освящал… Но от этого они иконами не стали - это ложные иконы, написанные как картины на основе человеческих фантазий художника.
Такие лжеиконы не имеют права на существование в Православной Церкви, как еретические книги в храме.
Но надо сказать и следующее. Вышитые иконы всегда существовали в Церкви: это хоругви, плащаницы и иная богослужебная утварь.
Василий Тропинин. Золотошвейка. 1826
Недавно в Москве проходила прекрасная выставка "Святая Русь". На ней можно было видеть образцы вышитых икон. Есть они и в некоторых хороших музеях. Но вышитые православные иконы не имеют ничего общего с теми лубочными картинками, вышитыми крестиком, схемы для которых стали штамповать шустрые коммерсанты. В этих картинках, даже если лик - наклеенная репродукция, - нет ничего из того, что должно быть в вышитой иконе. Нет иконных ликов, отражающих просвещенные благодатным светом души святых праведников, нет иконного рисунка с линиями, нет даже самих линий, цвет в этих картинках отражает только мир материальный и абсолютно не соответствует иконописным законам иконы. Это картинки на религиозные сюжеты, и как картинки они вполне имеют право на существование.
В Третьяковской галерее есть много хороших картин на евангельские сюжеты великих русских художников. Ими можно любоваться, но они непригодны для употребления в качестве икон, так как своим живописным языком они отражают земной мир, в котором жили Иисус Христос или святые. Икона же своим особым языком отражает прославленное состояние Спасителя, Божией Матери или святых в Царстве Небесном. Икона - окошко в мир Небесного Царства, а картина на религиозный сюжет - отображение земной жизни Христа и святых. Это совершенно разные вещи.
Искусству церковной вышивки даже уже подготовленному человеку нужно учиться минимум 6-10 лет.
По этой причине, если священник и освятит вышитый крестиком кусок материи с изображением Христа, Богоматери или святых, они от этого иконами никогда не станут. Как не станет манекен живым человеком, если на него оденут костюм или платье.
Нравится вам вышивать - никто не препятствует. Но не путайте вышитые картинки с иконами, это разные вещи.
Фото: www.tanais.info
Иконы Божией Матери
Современная икона. Проблемы методик обучения. Часть 1
Современная икона. Проблемы методик обучения. Часть 2 Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|