Автор: Протоиерей Борис Балашов
Успение Пресвятой Богородицы
Человек сотворен Богом как Божий образ, как существо, которое способно стать похожим на своего Создателя. Человеческая личность предназначена к бессмертию. В земной жизни даже в самых хороших людях мы видим смешение света и тьмы. Ведь грех исказил человека, лишил его первозданного, чистого, райского состояния.
Грех вошел в земную жизнь через злоупотребление свободой. Но как человек поработил себя греху добровольно, так же добровольно он должен выйти из этого плена, освободиться от рабства греху, дьяволу, смерти и стать свободным для Вечной Жизни.
Для того чтобы освободить человека от рабства дьяволу, Сын Божий принимает человеческую природу и Сам становится Человеком. Иисус Христос открывает путь к Вечной Жизни - Свое Евангельское учение. Он сразился со смертью и дьяволом, принял смерть на Кресте и ею победил человеческую смерть, и ад, и силу дьявола, а Своим Воскресением открыл путь к воскресению всем людям. Со Христом воскресает и обновляется человеческая душа, чтобы могло воскреснуть во славе и человеческое тело. Однако мало знать путь к бессмертной жизни - Евангелие, надо выполнять все, что там заповедано, а для этого у человека, искаженного грехом, сил не хватает.
В тропаре праздника Преображения мы воспеваем, обращаясь к Богу: Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. Человеку надо преобразиться. Ему нужно увидеть этот Божественный Нетварный Свет и приобщиться к нему, насколько он может Его вместить. В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: Вы - свет мира... Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 14-16). Церковь очищает сердце человека от страстей, уча его исполнять волю Божию, преобразуя весь его внутренний мир, всю душу человеческую. На десятый день после Вознесения Бог посылает Духа Святого. Основывается Церковь, чтобы мы - члены Церкви - этим Духом исполнились, освящались и шли ко спасению. Благодать Духа Святого - эта "закваска", от которой преображается весь внутренний мир человека, он становится богоподобным. Цель ниспослания Духа Святого - приведение человека ко святости. Поэтому воскресение после празднования дня Святой Троицы посвящается празднованию памяти всех святых. Итогом человеческой жизни должна стать святость. Святость учеников Христовых показывает путь к святости человека, и наиболее ярко эта святость видна в Лике Божией Матери. Во время молитвы в церкви мы обращаемся к Ней: Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим... Она - Богородица - стала выше всех Сил Ангельских.
В чем же тайна Ее святости? Только ли в том, что Бог поручил Ей стать Матерью Своего Сына, дать Сыну Божию человеческую плоть? Не только. Тайну Пречистой Девы-Матери приоткрывает нам Евангелие: мы находим в нем объяснение, как Она, поистине райский человек, достойный такого интимного общения с Богом, достигла той высоты, на которой явился первозданный человеческий образ. Когда в Евангелии говорится о словах и действиях Иисуса Христа, то указывается, что Божия Матерь сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лк. 2, 51). В Богородичные праздники на Литургии мы слышим из Евангелия такие слова: Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Христос же ответил: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 27-28). Вот в чем великая тайна приближения к Богу - слушать, как Пресвятая Богородица, слово Божие - Евангелие, слагать Его святые слова в своем сердце, жить ими и исполнять их!
Однажды, когда Христос проповедовал в одном доме, пришли Его Мать и Его родственники. Спасителю сказали: Вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Иисус Христос, обращая взор Свой к слушателям, произнес: Кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукой на учеников Своих, сказал: Вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 47-50).
Спаситель указал нам, что выше родства телесного является родство духовное, которое основано на слышании и исполнении слова Божия. Человек, вникающий в слова Божии и исполняющий их, становится Христу близким, родным. Таким человеком всегда была Божия Матерь, родная Ему не только телесно, но и духовно. Ведь Она всегда стремилась волю Божию исполнять, напитать сердце словом Божиим, и в этом Ее тайна. Тайна великой любви и доверия к Богу, на какие только способно чистое человеческое сердце. И этой святости и глубине богоподобия Матерь Божия училась всю Свою жизнь.
Приняв веру в Евангелие, став членом Церкви, душа Богородицы расцвела прекрасным цветом. Поэтому и конец Ее земного жития мы называем не смертью, а Успением. Она уснула здесь, чтобы пробудиться там, в Жизни Вечной. Пресвятая Дева с радостью и благоговением готовилась к Своему отшествию из земного мира. Не потому что не любила его, не потому что не были дороги Ей ученики Христовы, ставшие для Нее родными детьми. Ведь перед Своей смертью на Кресте Иисус Христос всех Своих учеников, всех членов Церкви Своей, усыновил Божией Матери в лице Своего любимого ученика - Иоанна Богослова, сказав: Жено! се, сын Твой, - а Своему ученику, а с ним и всем нам: Се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26-27). Именно так Церковь к Ней и относится, и христиане благоговейно любят Ее, узнавая в Божией Матери любовь Христову. Это нам пример и призыв: надо, чтобы в облике и житии каждого члена Церкви Христианской люди могли узнавать Своего Спасителя.
Божией Матери заранее было возвещено о Ее кончине, и Церковь свято верит в то, что Сам Христос принял Ее душу в Свои объятия. Когда после погребения Богородицы прибыл с опозданием на три дня апостол Фома, не успевший к погребению, открыли гроб - пещеру в Гефсимании, где было погребено тело Божией Матери, а гроб оказался пуст. Все недоумевали, не понимая, что произошло, и вот, небо как бы раскрылось перед ними, и они увидели Пресвятую Богородицу с собором Ангелов и святых и услышали дивное пение. Обращаясь к ученикам Христовым, Она сказала: Я с вами во все дни.
Богородица - член Христовой Церкви, поэтому через Христа Она - родная всем нам. В общении с Богом Пречистая Дева смогла достигнуть вершины святости. Это путь, которым должны идти мы все. Благодать Божия помогала Ей бороться со всякими нечистыми помыслами - поможет и нам. Благодать Божия помогла раскрыться Ее душе в удивительной красоте - поможет и тому, кто будет у Нее этому учиться.
Успение Пресвятой Богородицы - великая радость для христиан, потому что мы празднуем победу жизни над смертью, победу святости над грехом. Пречистая Дева Мария достигла вершины святости в единении со Своим Творцом и величайшей христианской высоты, обновившись Духом Святым. Переход Божией Матери в мир райский показывает, для чего мы живем, куда идем. Для нас, земнородных и грешных, утешение и ободрение в том, что этот путь уже пройден не только Христом, но и Божией Матерью и святыми Божиими. Тот Фаворский свет, который согрел необыкновенной радостью сердца учеников Христовых - Петра, Иакова и Иоанна, стал наследием Божией Матери и всех святых. Этот Нетварный Свет Божества просвещает души людей, стремящихся быть преданными Христу. Этот Фаворский Свет, не имеющий теней, необычен, его источник - Бог. Этим Светом должна быть озарена наша жизнь, наша любовь, наша вера. Божия Матерь жила этим Светом, процвела в нем и наследует его. Пойдем же к Ней, в Рождестве девство сохранившей, в Успении мира не оставившей и Своими молитвами избавляющей от смерти души наши! Мы верим в то, что Пречистая Дева Своей материнской любовью всегда с теми, кому дорого слово, дело и жизнь Христа, с теми, кто учится у Нее жить и любить, чтобы радовать нашего Создателя и Спасителя.
Божия Матерь любит нас, как любила Своего Сына. Мы дороги Ей, как Он, поэтому в трудностях на своем жизненном пути мы обращаемся к Ней за помощью. Бог есть Свет. Таким же Светом стала Божия Матерь, этим же Светом и мы должны просвещать свои души.
Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке".
"Христианская жизнь". Клин. 2009
Смысл земной жизни
Успение Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|