Автор: Митрополит Иоанн (Вендланд)
Успение Пресвятой Богородицы – это праздник. Казалось бы, Она умерла. Казалось бы, вместо праздника надо сделать постный день… Но нет! Это праздник, и праздник великий! Почему? А потому, что Пресвятая Богородица учит нас христианскому отношению к смерти. Смерть – великая тайна нашей жизни. Смерть – это переход от жизни земной к жизни Небесной. И Сама Пресвятая Богородица поняла это очень хорошо, правда, не сразу. В Ее жизни был день для Нее чрезвычайно скорбный – когда умер распятый на Кресте Господь наш Иисус Христос. Вот тогда Она горевала об этой смерти, тогда Она плакала. Тогда, «плачущи много и облобызающи часто», склонилась Она над телом Своего усопшего Сына и жаловалась, и скорбела, что Ее постигло такое горе. Так делаем, большей частью, и мы, когда умрет кто-нибудь из наших близких.
Но Пресвятая Дева далее встретила Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа и поняла, что со смертью жизнь не кончается. Наоборот, она представляет собой переход к лучшей и иной жизни. Поэтому Она всегда ожидала: когда же Сын Ее, Господь наш и Спаситель Иисус Христос, возьмет Ее к Себе, чтобы Она вечно пребывала с Ним? Она ожидала этого дня в течение нескольких лет и, наконец, это произошло. Ей явился святой Архангел Гавриил с прекрасной ветвью (а ветвь эта была райской) и сказал, что через три дня Она будет в раю.
Далее, по воле Божией, собрались в Ее дом все апостолы, и Она провела последние эти три дня в обществе родных для Нее людей. Когда же наступил третий день, Она возлегла на ложе и начала засыпать и, наконец, уснула, почему и день смерти Ее называется Успением, что по-славянски означает сон. А на самом деле это все-таки была смерть.
И тут великое таинство Небесной жизни открылось присутствующим: показался Сам Господь наш Иисус Христос и принял на Свои руки душу Пречистой Девы – Матери Своей. Комната, в которой это произошло, исполнилась великого благоухания, и апостолы возблагодарили Господа. А святой апостол Петр обратился к Усопшей с особыми словами, которые сохранило церковное предание.
Далее собравшиеся подняли носилки с телом почившей Девы и отправились за пределы Иерусалима к Гефсиманскому саду, ибо было известно завещание Пресвятой Девы, чтобы Ее похоронили в Гефсиманском саду.
Какое же это было погребение?
Мы сейчас привыкли класть тело покойника в гроб, опускать его в глубокую могилу, предавать земле по слову Божию: «Земля еси и в землю отыдеши», и, наконец, закапывать эту могилу. Древние люди держались несколько иного обычая. В те времена для захоронения выбирали пещеры. Эта пещера и была тем, что тогда
называли гробом.
Церковное предание говорит нам о том, что через три дня прибыл еще апостол Фома и попросил своих собратьев дать ему возможность облобызать пречистое тело Святой Девы. Ему открыли эту пещеру, и оказалось, что там только лишь одежды Пресвятой Богородицы; отсюда и следует вера Святой Церкви в Вознесение Богоматери. Итак, мы веруем, что Она, пролежавши три дня, тихо и незаметно ни для кого по Своей скромности, воскресла и с телом взята на Небо. Это церковное предание. Но и в Священном Писании имеются свидетельства о том, что люди бывали взяты на Небо (в отношении пророков Еноха и Илии), и, наконец, есть точное описание Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Христос Спаситель сделал для Своей Матери незаметно, тайно то, что произошло с Ним.
Вот в чем заключается это событие и вот почему это праздник, хотя это и смерть.
Пресвятая Дева Мария учит нас христианскому отношению к смерти. Мы можем поплакать о наших покойных, но не слишком. Мы должны больше уповать на то, что их ожидает иная жизнь. Тело, опущенное в могилу, не вознесется на Небо сразу, но оно воскреснет во Второе Пришествие Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. А душа будет жить. И вся молитва Церкви заключается в том, чтобы душа каждого усопшего находилась бы со святыми и веселилась вместе с праведниками, сияющими, как солнце, в Царствии Отца Небесного.
Смысл земной жизни Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|