Автор: Протоиерей Борис Балашов
Человек рождается на земле, живет определенное время и умирает.
Часто случается так, что люди достигают очень хорошего материального положения, высоких ступеней карьерной лестницы, славы, общественного признания, и при всем том кончают жизнь самоубийством, спиваются и разочаровываются в жизни. Почему? А потому, что, если всё, что делаешь, строишь и имеешь, кончается разрушением и смертью, то какой во всем этом смысл? Я говорю именно о СМЫСЛЕ, а не о целях, которые мы можем ставить, достигать или не достигать.
"А со мной-то что будет? - задумываемся мы. - Кусок земли и лопух на могиле? И это всё?"
С тех пор, когда Бог воплотился, умер по плоти, сошел во ад душой и победил его, воскрес, вознесся и основал Свою Церковь, что же теперь происходит с душой человека после смерти?
Мы видим, что православные христиане и неверующие люди совершенно по-разному относятся к смерти. Неверующие люди не то, что говорить о смерти, но даже и думать подчас о ней боятся.
Иное отношение к жизни и смерти у христиан. Светлая музыка заупокойного кондака вызывает уныние у неверующего и согревает верующие сердца: "Со святыми упокой (дай мир вместе со святыми), Христе, душу раба Твоего, идеже (где) несть (нет) болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная". Только Вечная Жизнь и делает земную жизнь осмысленной, потому что христианин живет не для смерти, а для жизни.
Для верующей души Христос - воскресение, жизнь и покой в Вечном Царстве Божией любви.
Христианское понимание жизни и смерти не вытекает из анализа окружающей нас действительности и не добыто эмпирическим путем. Оно - Откровение Бога людям о том, что такое Настоящий Человек.
Это Откровение - сокровищница христианской мудрости и силы, побеждающей саму смерть. Человек, даже далекий от Христианства, способен эти истины ощущать, просто ему часто кажется удобным для себя многое не видеть. Это его право.
В Божие Царство ничто скверное войти не может. Христианская вера - это та основа, на которой только и может происходить чудо - очищение души человека.
Для христианина важно то, что все, совершаемое в земной жизни, имеет вечный смысл, ведь и тело воскреснет в момент Второго Пришествия Христова. Но в радость телесного воскресения войдут именно те, кто были Христовыми на земле. Спортсмены получают награду за хорошо пройденную дистанцию, а ученики Христовы в Царстве Небесном получают великую награду в Вечной Жизни.
Человек, обновленный в таинстве Крещения и строящий жизнь на вере Христу, живет для вечной радости: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь… Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5, 24, 28-29).
Смерть - это не конец всего, а завершение земного этапа пути и начало нового пути, но уже вечного. Древние христиане называли день смерти верующего человека днем рождения для вечности. Особенно ярко это видно на примере жизни Божией Матери. Церковный богослужебный год, начинающийся с 1 сентября (по старому стилю), завершается последним днем августа (по старому стилю). Первым великим праздником богослужебного года является Рождество Богородицы, а последним, итоговым - Успение Божией Матери. Весь церковный год являет разные этапы жизни Пресвятой Девы: Ее Рождество, Благовещение, страдания у Креста, облагодатствование в Пятидесятнице, духовное возрастание и обожение в подвиге Своей жизни. Итог Ее земной жизни мы называем не смертью, а Успением, и отмечаем его как великий праздник, которому предшествует двухнедельный строгий Успенский пост, который символически изображает труды и духовный подвиг Пресвятой Богородицы. Именно событие Успения явило Божию Матерь великой Заступницей рода христианского и доброй Матерью всякой души, искренне преданной Ее Божественному Сыну.
Итогом человеческой жизни должна стать святость. Святость учеников Христовых показывает путь к святости человека, и наиболее ярко эта святость видна в Божией Матери. Во время молитвы в церкви мы обращаемся к Ней: Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим… Она - Богородица - стала выше всех Сил Ангельских.
В чем же тайна Ее святости? Только ли в том, что Бог поручил Ей стать Матерью Своего Сына, дать Сыну Божиему человеческую плоть? Не только. Тайну Пречистой Девы приоткрывает нам Евангелие: мы находим в нем объяснение, как Она, поистине райский человек, достойный такого глубинного личного общения с Богом, достигла той высоты, на которой явился первозданный человеческий образ. Когда в Евангелии говорится о словах и действиях Иисуса Христа, то указывается, что Божия Матерь сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лк. 2, 51). В Богородичные праздники на Литургии мы слышим из Евангелия такие слова: Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Христос же ответил: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 27-28). Вот в чем великая тайна приближения к Богу - слушать слово Божие - Евангелие, слагать Его святые слова в своем сердце, жить ими и исполнять их, как это делала Пресвятая Богородица!
Выше родства телесного является родство духовное, которое основано на слышании и исполнении слова Божия. Человек, вникающий в слова Божии и исполняющий их, становится Христу близким, родным. Таким человеком всегда была Божия Матерь, родная Ему не только телесно, но и духовно.
Приняв веру в Евангелие, став членом Церкви, душа Богородицы расцвела прекрасным цветом. Поэтому и конец Ее земного жития мы называем не смертью, а Успением. Она уснула здесь, чтобы пробудиться там, в Жизни Вечной.
Божией Матери заранее было возвещено о Ее кончине, и Церковь свято верит в то, что Сам Христос принял Ее душу в Свои объятья. Когда после погребения Богородицы прибыл с опозданием на три дня апостол Фома, не успевший к погребению, открыли гроб - пещеру в Гефсимании, где было погребено тело Божией Матери, и… гроб оказался пуст. Все недоумевали, не понимая, что произошло, и вот, небо как бы раскрылось перед ними, и они увидели Пресвятую Богородицу с собором Ангелов и святых и услышали дивное пение. Обращаясь к ученикам Христовым, Она сказала: Я с вами во все дни.
Богородица - член Христовой Церкви, поэтому через Христа Она - родная всем нам. В общении с Богом Пречистая Дева смогла достигнуть вершины святости. Это путь, которым должны идти мы все. Благодать Божия помогла Ей бороться со всякими нечистыми помыслами. Поможет она и нам. Благодать Божия помогла раскрыться Ее душе в удивительной красоте. Поможет она и тому, кто будет у Нее этому учиться.
Успение Пресвятой Богородицы - великая радость для христиан, потому что мы празднуем победу жизни над смертью, победу святости над грехом. Пречистая Дева Мария достигла вершины святости в единении со Своим Творцом и величайшей христианской высоты, обновившись Духом Святым. Переход Божией Матери в мир райский показывает, для чего мы живем, куда идем. Для нас, земнородных и грешных, утешение и ободрение в том, что этот путь уже пройден не только Христом, но и Божией Матерью и святыми Божиими. Господь поможет идти этим путем всякому, кто захочет откликнуться на Его Любовь. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|