Автор: Протоиерей Борис Балашов
Сошествие Святого Духа на учеников Христовых, которое произошло в пятидесятый день по Воскресении Иисуса Христа, явилось удивительным событием. Ниспослание свыше на землю Святого Духа произвело чудо - рождение Святой Христовой Церкви.
Я не раз писал о том, что такое Церковь, как она устроена, как в нее войти и стать ее членом. Думаю, что в книге "Таинственная жизнь Церкви" мне в определенной степени удалось это выразить. Однако то, что мы говорим или пишем о Церкви Христовой, напоминает портрет человека - выполненный хуже или лучше, но все-таки лишь портрет.
Сам же человек, портрет которого пытался изобразить художник, всегда будет иным. Причина в том, что портрет - это холст или бумага, а человек - это живая душа со своими мыслями и чувствами и живое теплое тело, в котором бьется сердце, а по кровеносным сосудам течет живая кровь.
Нужно и важно читать о Церкви и понимать, как идет ее жизнь. Так нам легче будет найти путь к благодатной жизни живого организма Церкви, чтобы укрепляться, оживать, обретать подлинное счастье и радость вместе с ней, Церковью - подлинной Матерью всех детей и учеников Христовых.
Когда с четырнадцатилетнего возраста я получил возможность бывать в православном храме и стал читать Евангелие, то очень долго никак не мог разрешить весьма важный для меня вопрос: Церковь - это Кто или Что?
Сделать для себя вывод в какой-то степени помогло мне то, что я вырос в дружной и любящей семье. Вот мои детские впечатления.
Отец работал, приезжал поздно вечером. Мама кормила его ужином как полным обедом: суп и второе. В супе иногда плавали маленькие кусочки мяса. Я стоял около стола, насколько мог дотянуться, и жадными глазами глядел ему в тарелку. А он, усталый и голодный, вылавливал своей ложкой кусочки этого мяса и отправлял мне в рот.
Любящая, работящая, интеллигентная и нежная мама занималась детьми, домом и хозяйством. Как было хорошо и уютно с ней! Она читала мне книги и заставляла много читать самого. Она буквально учила меня учиться в школе.
Все это помогло мне уяснить такие понятия, как семья и дом. Семья - это не коллектив, собранный на какое-то время для совместной деятельности в определенной сфере. Семья - это живой организм, живущий единой жизнью: папа, мама и дети. И все это пронизано дружбой и любовью.
А что такое дом? Дом - это здание или помещение, которое согрето жизнью моей родной семьи. Там тепло и уютно, там я нужен и меня там ждут.
Какое все это имеет отношение к Церкви Христовой, о которой я стал говорить? Повторюсь, мне очень повезло с моей родной семьей, поэтому в старшем школьном возрасте мне удалось понять, что Церковь Христова - это не организация и не толпа людей, а живая Семья, в центре Которой - Иисус Христос, Глава этой любящей Семьи, несущей в Ней всем Своим детям с любовью Свои жизненные силы. Они с особенной полнотой подаются в Таинственной Трапезе, так сказать, семейной пище - в освященных Хлебе и Вине, которые являются живой Плотью с Телом и Кровью Самого Спасителя. Но только все это не в том, западно-правовом, понимании, согласно которому Святой Хлеб по своей сущности становится материальной плотью Христа, а вино - по своей сущности становится Кровью Христа. Не в этом дело…
Причащение никак не подобно и, тем более, не похоже на поедание материального кусочка мяса. Это совсем иное. Это соприкосновение, сроднение и соединение с живым Воскресшим Богочеловеком, когда Он входит в мое тело, мою душу, мой внутренний мир. Я же вхожу внутрь огромного живого организма - Тела Христова, становлюсь его частью, вхожу в кровное общение не только с Господом Иисусом Христом, но и всеми усыновленными по вере Его детьми. В какой-то степени Причащение субъективно напоминает теплые объятия любящей мамой своего любимого ребенка, при этом тело и душа сына или дочери согреваются теплом маминого сердца.
Спаситель в Своей Христовой Православной Церкви духовно согревает и оживляет нас. Он Сам - Глава Церкви, этого Богочеловеческого организма, а христиане, ученики Иисуса Христа, - члены, органы этого тела. О том, что Церковь есть живой организм, говорит Сам Христос: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
В Церкви Христовой обновляются и лечатся человеческие души. Церковь можно назвать духовной лечебницей, где врач - Иисус Христос, а мы, христиане, - немощные люди, проходящие курс лечения. Мы больны грехом и приходим в эту Лечебницу, чтобы духовно исцелиться, обновиться и подлинно стать верными детьми Бога.
В день Пятидесятницы в Иерусалиме Церковь приняла Божественный Дар Святого Духа. Каждый уверовавший во Христа, получивший этот Дар, перестал быть просто отдельным человеком. Он вместе с другими людьми, позднее принявшими Святого Духа через Святые Таинства, вошел в новый живой организм - Церковь. И мы через две тысячи лет после события Пятидесятницы по нашей вере через святые Таинства так же присоединяемся к Христовой Православной Церкви.
Церковь - живой организм, семья Христова, соединенная благодатью Духа Святого. Она охватывает мир видимый и невидимый, соединяет прошлое, настоящее, будущее и вечность. Членами Христовой Церкви являются также и православные христиане, завершившие свой земной путь и перешедшие в мир вечности.
Православная Христианская Церковь определенным образом организована, имеет свои внешние формы церковной жизни, но сама она не является организацией, как не является организацией и виноградная лоза или человеческое тело.
Святой апостол Павел говорит: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 16-17).
Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос… Тело же не из одного члена, но из многих… И вы - тело Христово, а порознь - члены (1 Кор. 12, 12; 14, 27).
Люди входят в Единую Святую Православную Церковь и становятся членами какой-либо православной общины-прихода, духовно рождаясь по вере через Крещение. А в своем приходе, учась жить по-христиански, через приобщение в Евхаристии (Причащении) они входят в таинственную и близкую связь с Главой Церкви Иисусом Христом, принимая в себя Тело и Кровь Воскресшего Христа.
Православная Церковь - это живой организм, духовная семья: Воскресший Иисус Христос и Его дети, обновленные Святым Крещением и соединенные с Ним и всеми остальными христианами общей Божественной благодатной и таинственной жизнью Христовой Церкви. Она зовет нас к Себе домой в эту родную семью и ждет, чтобы мы успели образумиться, пока живем на этой земле.
Семья устраивает праздничный обед для всех своих членов дома на праздничном столе. Православный храм - дом Божий, место, где Хозяин - Сам Бог. Престол храма - самое святое место в церковном помещении - тот святейший стол, с которого мы принимаем от Самого Господа Чашу Жизни с Телом и Кровью Христовыми, несущими нам духовные жизненные силы, совместную жизнь со Христом и радостное бессмертие!
Церковь - это семья Христова. Храм Божий - наш родной родительский дом.
Тайны Пресвятой Троицы: Рождение Сына и Исхождение Святого Духа
Вдохновение (Праздник Святой Троицы) Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|