Автор: Протоиерей Борис Балашов
После исхода Израильского народа под предводительством Моисея из Египта, где евреи были рабами и были обречены на вымирание как народ, на горе Синай Бог заключает с этим народом завет (иначе говоря, союз или договор): Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов (Исх. 19, 5). Духовно-нравственную основу данного Богом на Синае закона составили Десять заповедей: Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих… то и Я поступлю с вами так: …Опустошу землю (вашу), так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; а вас рассею между народами… (Лев. 26, 14; 16; 32–33).
После того, как Моисей на Синае беседовал с Богом и видел славу Его, лицо пророка светилось и сияло так сильно, что люди не могли на него смотреть. Поэтому Моисей был вынужден на своем лице носить покрывало, чтобы сияние славы Божией, которое отразилось на его лице, не слепило людей.
Синайское законодательство не ставило своей целью победить или искоренить грех вообще. Его основная цель – предотвратить распространение зла и греха и четко указать пределы, за которые человеку нельзя переходить, чтобы не лишиться перед Богом права жить.
Искренне соблюдая Божии заповеди, многие люди достигали высокого духовно-нравственного уровня праведной жизни. Синайский закон воспитывал ум и сердце человека в соблюдении воли Божией как норм духовно-нравственной жизни, однако внутренний мир человека по-прежнему оставался искаженным грехопадением и был отделен стеной греха от святости Божией.
Древний Израильский пророк Иеремия возвещал о наступлении в будущем новых отношений Бога с людьми, которые он назвал новым заветом в отличие от Синайского завета, который христиане стали называть Ветхим Заветом: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (Иер. 31, 31).
Ветхозаветный пророк возвещал о грядущем Новом Завете: Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом (Иер. 31, 33).
Таким образом, пророк Иеремия говорит, что наступит время, когда в глубине человеческого сердца и в умах людей будет написана воля Божия.
Суть проповеди Иисуса Христа не в том состоит, что человек должен научиться жить более нравственно, чем в ветхозаветную эпоху, а в том, что человеку необходимо полностью духовно переродиться, по сути стать другим человеком. Конечно, у многих это вызывало и вызывает недоумение, что ярко выразилось в беседе Никодима со Христом. Спаситель сказал ему: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 3–5).
Царствие Божие должно по вере человека действием Святого Духа преобразить весь внутренний мир человеческой личности. По словам Христа: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).
О наступлении царства Мессии-Христа возвещали древние пророки, об этом же проповедовал Спаситель. В результате искупительного подвига Иисуса Христа, совершенного Крестной Смертью на Голгофе и Светоносным Воскресением, было разбито темное царство греха и смерти. В пятидесятый день по Воскресении произошло Сошествие Святого Духа на апостолов Христовых и родилась Святая Православная Христова Церковь – семья Христова.
Именно в ней происходит духовное преображение уверовавшего во Христа человека.
Она стала той духовной лечебницей, в которой идет процесс духовного лечения и исцеления христианина от греховной болезни. Ведь все мы, люди, больны грехом, только одни совершают искреннее покаяние в нем и исцеляются от греховных язв души, а другие же, не ставшие членами Церкви, могут скорбеть о своих грехах, но, не имея спасительной веры и не получая благодатных даров Святого Духа в Таинствах Церкви, остаются неисцеленными от грехов.
Уверовавший во Христа человек, освящаемый Божией благодатью и получающий духовную поддержку от своего Спасителя, может бесконечно уподобляться Христу, совершая свой жизненный подвиг. Смысл этого подвига в возрастании христианина в любви к Богу и сотворенным Им людям. На этом жизненном пути очищается от коросты греха образ Божий в человеке и, по мере своего усердия в исполнении воли Божией, христианин становится в определенной степени похож на Бога по качествам своей души, освящаемой благодатью Духа Святого. Таким образом человек учится уподобляться Богу, то есть созидать в себе подобие Богу. А ведь это и есть осуществление замысла Божиего о человеке: сотворить человека таким, чтобы он был не только образом, но и подобием Божиим (см. Быт. 1, 26).
В Откровении (Апокалипсисе) святой апостол Иоанн Богослов приводит слова Иисуса Христа, обращенные к каждой человеческой душе: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).
Господь не будет насильно врываться в человеческую душу, Он ждет ответа на Свой призыв. Человек, отворивший двери своего сердца Христу, впускает в свою душу Бога и обретает мир и вечную радость. Соединение с Богом – это высшая цель человеческой жизни.
Многие великие святые Православной Церкви уже в земной жизни явили свое соединение со Христом. Вместилищем Бога стали их души и тела. Эта сродненность с Богом проявлялась в их делах и словах, во всем образе жизни. И люди, общавшиеся с такими подвижниками благочестия, видели в их человеческом образе сияние Божественной святости и любви. Такие святые души, переходившие в жизнь Царства Небесного, еще более и более тесно соединялись с Богом и сияли Его Божественной славой.
После беседы с Богом сияло Божественной славой лицо Моисея, но его душа до Крестной Смерти и Воскресения Спасителя еще не могла стать вместилищем Божества. Только освященная Таинством Крещения христианская душа становится способной вмещать в себя Невместимого Бога. Поэтому святые люди уже на земле были пронизаны славой Божией.
Традиционная православная икона ставит целью явить духовный образ святого в том состоянии прославления, какое он обрел в Небесном Царстве как плод благочестивой и святой жизни на земле. Поэтому иконописный образ святого пишется с золотым нимбом, являющимся живописным выражением той славы Божией, которую святой получил в результате своего подвига христианской жизни. Не только на лике краской накладываются световые блики, сам лик как бы светится изнутри. При отсутствии светотеневых переходов лик на иконе как бы высвечивается изнутри идущим светом. Этот же свет на иконе вырывается наружу и в одежде святого. Даже сам фон иконы делается золотым и называется «светом». Это тот свет, в котором живут святые души и который был главным богатством и основным содержанием жизни христианских подвижников.
Всем своим величием ветхозаветные праведники выделялись своей преданностью воле Божией и исполнением Его заповедей. Но новозаветные святые уже в земной жизни обновляли благодатью Божией свой внутренний мир и делали свои сердца храмами, в которых пребывал Бог. И это является плодом того спасительного подвига, который совершил Богочеловек Иисус Христос для всех людей.
Спасение же каждого отдельного человека совершается действием Святого Духа в Христовой Православной Церкви, которая и была создана Господом в день Пятидесятницы для духовного выздоровления и благодатного обновления людей, призванных к наследию жизни вечной в Царстве Небесном.
Что такое Церковь?
Нужно ли воцерковление тем, кто считает, что Бог у них «в душе»? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|