Автор: Ирина Филиппова
- С давних времен на Руси на погостах, т. е. кладбищах, строились храмы. Для чего это нужно и почему так важно?
На одном старинном надгробном памятнике в Москве я прочитал такую надпись: "Остановись прохожий, помяни мой прах. Я уже - дома, а ты еще - в гостях". По сути в этих словах выражена глубокая христианская мудрость о предназначении человека к вечной и бессмертной жизни. Отсюда и одно из объяснений слова "погост" как "кладбища": погостили - и домой!
Для православного христианина характерно серьезное и благоговейное отношение к смерти как к завершению земного этапа жизни человека.
Душа, разлучившаяся со своим телом, не уничтожается, как думают многие, а идет к Богу. И при этой встрече, для одних - радостной, для других - катастрофической, происходит так называемый "частный суд" Божий, когда определяется то место, в каком будет находиться эта душа до всеобщего суда при завершении всей мировой истории. Понятно, что отнюдь не все могут с радостью предстать пред судом Христовым, так как лишь немногие готовятся к этой встрече напряженным подвигом своей жизни в деле исполнения Божиих заповедей, открытых нам в Евангелии. Большинство же нерадиво относится к тому, чтобы согласовывать свои мысли, чувства и поступки с волей своего Творца. А иные вообще предпочитают никогда об этом не думать, уподобляясь страусу, который, как говорят, прячет голову в песок при виде угрожающей ему опасности.
Православные люди считали необходимым иметь храм не только в селах, где это было практически всегда, но и в городах.
Во-первых, отпевание христианина следует совершать не абы как, ради галочки, а в храме перед престолом Божиим, где Своею благодатною силою Господь всегда особо пребывает, принимает возносимые к Нему молитвы и, кого видит духовно готовым, наделяет Своими благодатными дарами. Перед престолом Божиим мы ходатайствуем о новопреставленном рабе Божием, просим ему прощения грехов и умоляем Бога принять душу умершего в мире, чтобы ему там было хорошо.
Во-вторых, храм на кладбище нужен для того, чтобы во время совершения важнейшего христианского богослужения - Божественной Литургии - помянуть погребенных на этом кладбище или в других местах православных христиан и помолиться о них. Это самое великое поминовение умерших. Кроме того, здесь же у святого престола совершают и панихиды - заупокойные молитвы о дорогих нашему сердцу людях.
Наши церковные и домашние молитвы, дела милосердия, которые мы совершаем тайно за усопших, несут им облегчение и отраду и многих умерших избавят от страданий, дадут им спасение.
Поэтому для погребения и молитвенного поминовения крайне важны православный храм и совершаемые в нем заупокойные богослужения.
- Батюшка, расскажите, как Вы оказались в Скорбященской церкви, каким было первое впечатление и от самого храма, и от тех людей, которые здесь трудились?
Я - коренной москвич, но из-за невозможности стать и служить священником в Московской епархии в годы социалистической свободы (по причине моего университетского образования, с которым "пробиться в священники было практически невозможно) принял священнический сан в 1974 году в Ярославской епархии, куда меня советская власть пропустила. Первым моим приходом стал храм святого благоверного царевича Димитрия в древнем провинциальном городе Угличе. Это были очень трудные годы для церковного служения и духовной жизни верующих. Тоталитарный режим в своей агонии давил инакомыслие как мог.
К примеру, один официальный деятель в разговоре со мной заявил: "Поймите, ведь у нас атеистическое государство!" На это я возразил, опираясь на Конституцию СССР: "Нет, у нас государство социалистической демократии!" Моему собеседнику ничего не оставалось, как обиженно закрыть рот.
В Ярославской епархии я прослужил тринадцать лет. Но власти, которые считали себя вправе руководить Церковью и религиозной жизнью верующих, создали такую ситуацию, что я вынужден был уйти из Ярославской епархии.
На праздник Пасхи ночью, как и всегда, территория храма была оцеплена милицией. Пропускали только бабушек. Кто помоложе, вынужден был заходить в храм за несколько часов до начала пасхальной заутрени до прихода милиции. И вот около 22-30 в храм захотела войти женщина со своим сыном лет девяти. Бывала она в церкви редко. Милиция отказывалась ее пропустить в церковь вместе с сыном. И даже несмотря на мое вмешательство, вдвоем их в церковь не пустили. Они остались за оградой храма.
Нам ничего не оставалось делать, как письменно и ей, и мне пожаловаться в Москву в Совет по делам религий. Кто-то там в милиции за нарушение советских законов был наказан, но мне этого простить не смогли.
Этот мальчик вырос, окончил семинарию и сейчас служит священником в Белгородской епархии, а мать со временем стала деятельным церковным работником. Таковы бывают итоги борьбы с "религиозным дурманом" воинствующих мракобесов.
В результате всех этих обстоятельств я вынужден был попроситься принять меня на служение в Московскую епархию. Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий радушно принял меня и назначил настоятелем церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" г. Клина и благочинным Клинского округа. Кроме того, что этот город находится в северо-западном направлении от Москвы, я про Клин ничего не знал.
Года за два-два с половиной до ухода из Ярославской епархии я во сне видел маленький храм, не помню уже его внешний вид, но хорошо запомнил, как выглядит его иконостас. И когда я первый раз вошел в Скорбященский храм и увидел иконостас, то сразу его узнал. Стало понятно, что оказался я здесь по Божьей воле. Поэтому мне никогда в голову не приходило пытаться искать себе иной приход. Духовная жизнь из-за сильного давления местной власти была в очень сложном положении. В большинстве своем работающие люди боялись ходить в свой храм и ездили на другие приходы. На службе были практически одни бабушки; почти не было детей, хотя единственный храм в городе был забит битком. В воскресные дни на обеих Литургиях люди стояли так плотно, что трудно бывало и перекреститься.
Были пожилые люди, которые много лет жили верой и многому духовно научились. Но большинство церковного актива в храме было сознательно развращено советской властью. Убранный до меня с должности церковного старосты вполне неплохой, но слабовольный человек реально не управлял делами. За него работали другие люди. А отстранили этого старосту от должности работники исполкома по той причине, что когда он изрядно выпивал, то начинал в церкви ругать советскую власть. Этого уж стерпеть "товарищи" никак не смогли.
Храм намолен, это чувствовалось, было много людей, любящих Бога и Церковь, но при этом - полная церковная безграмотность. Книг духовных почти не было, только очень ветхие, поэтому мало кто мог читать духовную литературу. Евангелие было у немногих. При всем этом очень тепло вспоминаются те люди, которые восприняли веру в большинстве своем еще в своих родных семьях.
- У каждого храма есть своя история, свой дух, своя "изюминка". На Ваш взгляд, в чем особенность нашего храма?
Особенность этого храма не только в некоторой легкости архитектурных форм с элементами древнерусских шатровых церквей. С одной стороны, здание построено в форме креста. С другой стороны, когда смотришь на церковь сбоку, она напоминает корабль, который на всех парусах мчится по бурному житейскому морю.
Основной особенностью храма, по моему мнению, является то, что в нем легко молиться и ощущать особую близость к нашим сердцам мира горнего - небесного, или, как часто говорят, в нем есть та полуторовековая намоленность многими поколениями людей, которая помогает и нам с Богом общаться. Почему так? Этому возможны разные объяснения.
Храм никогда не закрывался, и в нем не пресекалась молитвенная жизнь. В дореволюционный период он выполнял роль кладбищенской церкви. Сколько слез здесь выплакано Богу и Его Пречистой Матери! Сколько тысяч благочестивых жителей пред престолом Божиим получили помощь и поддержку на пути в вечность при их отпевании и поминовении! Сколько духовенства и верующих, молившихся в этом храме, пострадали от большевистских гонений и претерпели мученическую кончину! Им и ныне дорог этот храм, и они, конечно, молятся за тех, кто предстоит Богу сейчас на богослужении в нем. Сколько тысяч благочестивых людей похоронено вокруг храма на кладбище, хотя большая часть этого кладбища и уничтожена! Даже под храмом похоронены какие-то благочестивые христиане! А сколько молитв за Родину и наших воинов возносилось во время Великой Отечественной войны! Кроме того, храм был единственным очагом веры и утешения в городе, а для многих - и в районе. Конечно, есть и иные причины этой благодатной намоленности храма, неведомые нам.
Мне думается, имеет значение и то, что Скорбященская церковь приняла в себя святыни из поруганных храмов и часовен - многие прекрасные иконы, и среди них - городская святыня, Клинская икона Божией Матери.
Когда участвуешь в совершении богослужений и понимаешь, что на этом месте раньше стояли и возносили свои молитвы за народ священномученик Петр, преподобномученик Серафим и иные, пока неизвестные нам святые, то становится легче молиться.
Вот эта преемственность благодатной жизни в храме очень помогает сейчас нам духовно оживать.
- Каким Вы видите будущее Скорбященского храма, что бы хотелось изменить, улучшить, что нового привнести в жизнь прихода?
Будущее видит только Бог, а мне оно неизвестно. Я был бы очень осторожен с такими словами как "изменить и привнести что-то новое в жизнь прихода". Потому что вижу основную задачу священников и прихожан в том, чтобы в нашей жизни происходило благодатное обновление наших душ, чтобы мы учились лучше знать Священное Писание, а значит - и понимать Бога. Только тогда мы можем отвечать своею собственной любовью на Божию любовь. А ведь это не эмоции и не сантименты. Господь-то ждет от нас конкретной деятельности: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди! (см. Ин. 14, 15), - сказал нам Иисус Христос.
Вот и хочется, чтобы наша церковная община - приход - учила всех своих членов исполнять здесь, на земле волю Божию, а значит - совершать спасение от греха и наследовать Небесное Царство. Это самое главное.
Формы же этого научения христианской жизни, конечно, необходимо развивать. Страшная беда многих верующих - это теплохладность, равнодушие к познанию Бога и исполнению Его воли.
Первое средство духовного обучения верующих - тщательное совершение богослужения и Таинств, а также создание доброжелательной и молитвенной обстановки в храме. Второе - изучение Священного Писания и основ православной веры в воскресных школах, как взрослых, так и детских, и чтение хороших духовных книг.
Необходимо развивать разные формы духовного просвещения. К сожалению, очень малого количества прихожан касается такая деятельность, как практическое научение христианской жизни через совершение дел милосердия и благотворительности к больным, нуждающимся и обездоленным.
Люди приходят в Церковь из мира, который пропитан равнодушием и формализирован. Стать прихожанином, а по мыслям и делам остаться прежним человеком - значит пройти мимо Бога и своего собственного спасения. Формальное отношение к Церкви и к исполнению своих обязанностей духовно убивает душу и не дает полноты благодатной помощи Божией в земной жизни.
Поэтому основной задачей прихода и приходской жизни всегда должно быть наше духовное преображение и возрастание в христианской любви. Только научившийся любить Бога может быть по-настоящему счастлив - так, что это счастье не сумеют отнять ни трудные обстоятельства, ни болезнь, ни сама смерть.
Дай Бог, чтобы наш храм всегда выполнял свое назначение - быть лечебницей человеческих душ!
Фото: Татьяна Балашова, Евгений Цапенко
Наша вера
Бог... Какой Он? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|