Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Причины и следствия модернизации сакрального искусства (Продолжение)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 25.11.2024, 07:55 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Литература, искусство

Причины и следствия модернизации сакрального искусства (Продолжение)

Автор: Е.Д. Шеко, зав.кафедрой иконописи ПСТГУ

Болгарский археолог Никола Ангелов, автор рисунка алтаря базилики на холме Царевец, заведовал Археологическим отделом музея Велико Тырново и руководил раскопками в 1956-78 гг. Он был современником и единомышленником Анастасиоса Орландоса, автора реконструкций раннехристианских алтарных преград, получивших всероссийскую известность в трудах В.Н. Лазарева. Именно В.Н. Лазарев опубликовал эти реконструкции4 с подписью «реконструкции Орландоса», которые с тех пор кочуют по различным изданиям и сетевым блогам.

На трудах В.Н. Лазарева выросли все поколения современных российских искусствоведов. Большинство диссертантов черпают базовые сведения из его работ, написанных ясно, прекрасным литературным языком и с подлинно академической культурой. Авторитет В.Н. Лазарева для нас непререкаем, а для самого В.Н. Лазарева непререкаем был авторитет А. Орландоса. Тем более, что эти реконструкции вполне укладывались в теоретические выкладки еще одного авторитетного специалиста по истории церкви – Е.Е. Голубинского (1834–1912), академика Императорской Академии наук. Голубинский утверждал: «Первенствующие христиане (как целое общество) не употребляли и не допускали в местах своих общественно-молитвенных собраний или церквах ни икон, ни священных изображений, во-первых, потому, что христианство вышло из иудейства. Иудеям дана была Богом заповедь: не сотвори себе кумира и всякого подобия и пр. – и эта заповедь была понимаема первенствующими христианами, вместе с самими иудеями, не в том только смысле, что ею запрещается делать кумиры богов иных или демонов, а в смысле безусловного запрещения всяких изображений. Во-вторых, и главное, чрез допущение священных изображений христиане не хотели уподобляться язычникам, которые имели и чтили изображения своих богов, чтобы таким образом не приравняться к ним и не явиться как бы теми же чтителями камней и дерева»5.

Е.Е.Голубинский известен своей смелой критикой установившихся воззрений и новым освещением фактов русской церковной истории. Поэтому его взгляд на происхождение и первоначальный облик алтаря тоже не вполне соответствует «духу учения и достоинству Православной Церкви», как сказано в Синодальном определении 1880 г. Апеллируя к традициям «первенствующих христиан», основанным на ветхозаветных иудейских запретах, Голубинский тем самым ставил под сомнение сам факт появления и развития иконописи.

Реконструкция алтарной преграды базилики IV века, сделанная А. Орландосом, стала в искусствоведческой литературе хрестоматийной. Хотя на этой реконструкции отсутствуют не только иконы, но и сам алтарный престол.

Реконструкции А. Орландоса

В полукруглой апсиде условно изображен некий сценический подиум: непонятно, какова его функция? Справа, внутри ограды – две ступени, ведущие непонятно куда. Решетка этой алтарной преграды реконструируется по нескольким маленьким фрагментам, найденным в отвалах археологического раскопа6. Какого времени эти фрагменты, относятся ли они к алтарной преграде или, быть может, являются частью оконных переплетов – точного ответа нет.

Кем же был А. Орландос, чьи схематично-условные иллюстрации стали азбукой для всех интересующихся византийским искусством?

Портрет А. Орландоса

Анастасиос Орландос (1887–1979) – крупный греческий археолог и чиновник от археологии. С 1951 по 1979 гг. (до самой своей смерти) он возглавлял Афинскую Академию и Ассоциацию христианских археологов, был директором Византийского музея Афин. Разумеется, в силу своего положения, он имел возможность влиять на мнение экспертного сообщества, решать и определять направление исследований. И даже если он сам был добросовестным и честным профессионалом, тем не менее, он был человеком своей эпохи, мог и просто ошибаться. Однако именно концепция А. Орландоса легла в основу деятельности европейских археологов в 50–70-х годах ХХ века (а это, стоит помнить, – эпоха подготовки, проведения и последующей реализации курса II Ватиканского собора, приведшего к демонтажу традиционной католической литургии). Греческие археологи, вероятнее всего, были православными, однако в археологии как науке главный тон в ХХ веке задавали не они, а ученые – англичане, немцы, американцы: конфессионально – католики и протестанты.

А. Орландос не только курировал раскопки греческой Академии, но также осуществлял взаимодействие и научную фиксацию всех археологических открытий, транслировал эти открытия в свой сегмент влияния, в который входили и российские исследователи. Не имея возможности лично вести работы на раннехристианских археологических объектах, наши археологи и искусствоведы использовали иллюстрации в зарубежных научных изданиях с полным доверием. Так утвердилась научная концепция о том, что «первоначально в иконостасах икон не было». Она естественно легла на «богатый материал, собранный по литературным первоисточникам» Е.Е. Голубинским, который утверждал, что «алтарь в древнее время был совершенно открыт для молящихся мирян, ибо нынешних иконостасов вовсе не было»7.

Рассматривая современное положение алтаря в католических храмах, мы видим буквальную реализацию этой концепции – алтарный престол совершенно открыт для всеобщего обозрения. Решения II Ватиканского собора обязали все католические храмы поставить престол и совершать литургию открыто в центре храма. Некоторые православные храмы стран Евросоюза уже в 80-х годах ХХ века подхватили эту моду, не задумываясь. Так, например, в вышеупомянутом музее Велико Тырново в 1981 году была восстановлена Патриаршая церковь в честь 1300-летия создания болгарского государства на месте той самой раннехристианской базилики VІ века. Декоративно-художественное оформление интерьера этого храма выполнено художником Теофаном Сокеровым. Здесь не только отсутствует алтарная преграда, но и роспись стен выполнена в вызывающе модернистской манере. Патриаршая церковь была одним из объектов 800-летнего юбилея восстания Асеновца – освобождения Болгарии от византийского «рабства» и возобновления независимости болгарского государства. Традиционные формы благоукрашения византийского храма, по всей видимости, воспринимались как элемент «порабощения» и были заменены актуальным искусством.

Интерьер Патриаршей церкви в Велико Тырново

Модернизм в живописи неразрывно связан с реформированием богословской концепции православного богослужения. Инновации символизируют «освобождение» от условностей традиционализма, от «порабощения» канонами Церкви. Католическая церковь уже вступила на этот путь. Наиболее активные художники в России также используют возможности, которые открывает концепция «христианского единства», стремясь проявить собственную индивидуальность и творческий потенциал, не задумываясь о последствиях. И в этом случае для Православной Церкви возникает проблема сохранения своей идентичности в ХХI веке.

Служба в Патриаршей церкви Велико Тырново

Фрагмент росписи Патриаршей церкви в Велико Тырново

Начало статьи

Примечания:

  1. Евгений Барабанов. Доклад, прочитанный в редакции «Художественного журнала» 22 ноября 2002 г. http://www.guelman.ru/xz/xx48/xx4812.html
  2. Михаил Белов. Чувства и предубеждения в архитектуре. XIX-MMVI 06.11.2006 http://www.projectclassica.ru/project/19_2006/19_project_01a.htm
  3. «Анастасис». Подлинная история украшения нижнего храма собора Феодоровской иконы Божией Матери, рассказанная участниками и очевидцами событий. Издательство Зимина, СПб. 2013
  4. Лазарев В.Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон. Византийский временник.т. XXVII с. 162- 196. М. НАУКА. 1968
  5. Голубинский Е. История Русской Церкви. ТомЧасть 2 с. 188. М. 1904
  6. Anastase K. Orlandos. Délos chrétienne.Bulletin de correspondance hellénique Année 1936. Volume 60, Numéro 1 pp. 68-100
  7. Голубинский Е. Там же, с.174-175.

Фото: Е.Д. Шеко


Современная икона : Проблемы методик обученияСовременная икона. Проблемы методик обучения. Часть 1
Автор: Екатерина Шеко
Академическая школа рисунка, на принципах которой обычно строится обучение рисованию в России, до сих пор остается единственной серьезно работающей методикой. Эта методика обучения рисованию разработана в течение нескольких столетий многими поколениями художников-педагогов и дает хорошие результаты с точки зрения академической традиции. В основу обучения положены геометрия и перспектива. Геометрические построения помогают видеть и понимать форму изображаемого объекта, что особенно необходимо при изображении объемного предмета на плоскости. Применение геометрических построений основано на изучении правил и законов прямой перспективы. Это необходимые навыки для живописцев академического направления.
В иконописи тоже применяются геометрические построения, однако они подразумевают обратную перспективу… Получается очевидное противоречие, в результате которого некоторые профессиональные художники-реалисты, принимаясь за иконописание, начинают исправлять построения и композиции древних образцов в сторону академической «правильности»

 


 

Жюбэ
Автор: Е.Д. Шеко
Если внимательно рассмотреть эволюцию католического церковного искусства, то можно найти очень много общего с Православием, несмотря на резкое взаимное неприятие в прежние времена. Один из таких исторических артефактов – жюбэ

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: Pravklin (30.01.2017) | Автор: Е.Д. Шеко
Просмотров: 1733
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz