Автор: Виталий Юрьевич Питанов
Христианство и астрология
Тертуллиан в своей работе "Об идолах" писал: "Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству. Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу. Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, - чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам. Но я утверждаю, что астрология в этом случае уподобляется падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого... Если магия наказуема, а астрология - ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны"20.
Татиан Ассириец в "Речи против эллинов" пишет: "Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы... демоны изобрели судьбу. Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе. Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, - пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, - для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчинясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей"21.
Аргументы христиан против астрологии приводит один из крупнейших христианских мыслителей периода патристики блаженный Августин, епископ Иппонийский (354-430 гг.)22.
1. Верящие в то, что Бог дал звездам власть вершить судьбы людей, наносят великое оскорбление Небу, ибо получается, что самим Богом предопределено некоторым людям совершать злодейства.
2. Таким образом, суду Божию нет места в делах человеческих, если им придана звездами неотвратимая необходимость.
3. Душа даруется человеку в момент его зачатия, роды же - лишь этап развития, предопределенный зачатием. Астрологи совершенно безосновательно составляют гороскоп на рождение, а не на зачатие.
4. В одно и то же время, когда расположение звезд совершенно одинаково, рождаются люди с различными характерами и судьбой.
5. Судьба близнецов бывает различной, хотя у них один и тот же гороскоп.
6. При кораблекрушении одинаково тонут люди с самыми разными гороскопами.
7. Почему на судьбы людей влияют только светила зодиакального пояса, хотя все небо усеяно не менее яркими звездами?
Св. Иоанн Дамаскин писал об астрологии: "Эллины…говорят, что через восхождение, и захождение, и сближение этих звезд, и солнца, и луны управляются все наши дела - ведь этим занимается астрология. Мы же утверждаем, что предзнаменования дождя и бездождия, холода и жара, влажности и сухости от них бывают, но никоим образом не предзнаменования наших дел - ведь мы, будучи сотворены Создателем обладающими свободною волею, сами распоряжаемся своими поступками"23.
Итак, мы видим, что христианские авторы выступают против астрологии, считая ее разновидностью магии, средством общения с демонами, сравнивая астрологов с "падшими ангелами, обольщающими род человеческий" и строго запрещая общение с ними. Приведем также мнение Минуция Феликса, показавшего, что некоторые предсказания сбываются по двум причинам: 1) из-за случайного совпадения; 2) из-за чародейских действий гадателей, которые в ряде случаев могут узнать о грядущих событиях от демонов, которые или увидели или узнали об этих событиях, или сами принимали непосредственное участие в их подготовке.
Поклонение волхвов
Любимый аргумент астрологов в свою защиту - апелляция к отрывкам Евангелия, в которых говорится о поклонении волхвов Младенцу Иисусу Христу. "Волхвы" - это перевод греческого слова magoy, которое обозначало персидских, а впоследствии - вавилонских священников, мудрецов и звездочетов. Также волхвами называли знатных людей. В древнем мире не было деления между наукой и религией, государством и храмом, поэтому совершенно не обязательно трактовать пришедших волхвов как астрологов, это могли быть и просто ученые, и жрецы, и, наконец, знатные люди. Откуда волхвы могли знать о приходе Мессии? Во-первых, в зороастризме есть учение о приходе Саошианта, который тоже понимается как своего рода "спаситель". Во-вторых, волхвы могли быть знакомы с древнееврейскими пророчествами о Мессии, так как в Вавилоне существовала мощная иудейская диаспора. В-третьих, "… звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец" (Мф.2:9). Что это могла быть за звезда, которая шла перед волхвами и остановилась прямо над местом Рождения Иисуса Христа? Большинство святых отцов считают, что это была не звезда как небесное тело в современном понимании, а ангельская сила24. К тому же, греческое слово звезда - aster, которое использует Евангелист Матфей, используется еще и в другом месте. "Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд (asteras) в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников" (Откр. 2:1). В этом месте Священного Писания слово "звезда" явно нельзя понимать как небесное тело. Приход же волхвов можно толковать в том смысле, что Христос пришел не только для иудеев и не является Спасителем только одного народа, но всех народов. Помимо волхвов, поклониться Христу пришли также и пастухи: "В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем" (Лк.2:8-17).
Как видим, к пастухам ангелы обратились непосредственно. Волхвы были воспитаны в другой культуре и более образованны, и ангелы призвали их к поклонению Творцу через понятные им символы.
Выводы
Если рассмотреть идеи астрологии в философском плане, то человек мгновенно из свободного индивидуума превращается в раба, некоего робота, программируемого из космоса. А как же свобода воли? Право самостоятельного выбора? Наконец, вопрос о происхождении зла: если звёзды управляют человеком, а он творит зло, то кто виноват в появлении этого зла? Астрология диктует жёсткий детерминизм, зло становится реальной необходимостью, предписываемой человечеству звёздами. Слова о том, что звёзды рекомендуют, а не приказывают - чистой воды софистика. У астрологов нет шкалы, с помощью которой можно было бы определить степень влияния звёзд и планет на человека так же, как нет логических предпосылок к ограничению влияния небесных тел в их учении. Астрология учит о предопределённости, о том, что звёзды диктуют свою волю человеку, не спрашивая его мнение по этому поводу.
Итак, если мы суммируем всё вышесказанное, то увидим, что никакой серьёзной научной основы астрология не имеет. Астрология построена на чисто субъективных, не доказанных научно, представлениях о существовании неких энергетических полей, оказывающих влияние на судьбу человека. То, что говорится об этих полях, является наукообразным пересказом старых оккультных теорий, дошедших к нам из древности.
Вся теоретическая часть астрологии носит чисто гипотетический, надуманный характер, наукообразный, но не научный. Астрология формирует видимость научности, методологии же её избегает. Астрология делает свои предсказания не на основании научно доказанных физических законов, а на основании собственных оккультных принципов, которые она же и ввела в обиход.
В чём вред астрологии? С точки зрения психологии, неблагоприятные астрологические предсказания могут провоцировать депрессивные состояния внушаемых людей и подталкивать их к совершению неадекватных поступков. У человека может развиться инфантилизм и безразличие к собственной жизни. Если всё предрешено, то и надеяться не на что. С помощью астрологии нетрудно сформировать почти любую фобию, с помощью которой можно манипулировать человеком.
Почему же астрология столь популярна? Ответ прост и психологически объясним: люди любят определённость, безвестное будущее их пугает, астрология паразитирует на этом страхе, создаёт иллюзию предсказуемости будущего, на самом деле ограничивая его.
©Питанов В.Ю.
20 Об идолах. - См.: А. Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990. С. 167.
21 Татиан. Речь против эллинов. - См.: Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С.376-378.
22 См.: Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского. ч.3, Киев. 1907.
23 Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры/ Прп. Иоанн Дамаскин. Источник знания. М., Индрик. 2002. С. 198.
24 См.: Михаил Плотников. Евангельские волхвы и астрология // Журнал Прозрение № 2(5). Сергиев Посад. Изд. Московской Патриархии. 2000. С. 90.
Астрология: от мистификаций к реальности. Часть 1
Суеверие как искушение "бабьими баснями". Часть 1 Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|