Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Каждый день мы вспоминаем святых - тех, кто еще в этой жизни стал "гражданином Неба". Некоторых из них Церковь называет "земными ангелами и небесными человеками". Но иногда бывает и наоборот: человек еще в этой жизни становится "гражданином преисподней". И если Царство Небесное, как сказал Господь, внутри нас, то бывает, что внутри у человека не Царство, а самый настоящий ад. Таких людей мы называем одержимыми, или бесноватыми. О них неоднократно говорится в Евангелии. А в народе по отношению к ним употребляется еще и другое слово - "порченый".
Последнее время о "порче" вспоминают особенно часто, так как это наиболее ходовое слово у разного рода "духовных целителей". Когда ко мне приходит кто-нибудь из обратившихся ранее к ним и говорит о том, какой ему установили "диагноз", то я уже заранее его знаю. Посмотрит вас "целитель", побеседует и глубокомысленно скажет: "Ну… ясно. На вас порча! Попробуем ее снять". Иногда сразу начинает "снимать", иногда сначала посоветует сходить в церковь, исповедаться, причаститься, освятить квартиру. Так создается иллюзия, что "целитель" и Церковь - заодно, что они делают одно общее дело. Именно иллюзия.
"Порча" или, точнее, действие на нас темных духовных сил - вещь, конечно, страшная. Причиной ее, однако, чаще всего являются не "злые люди", не происки недоброжелателей, завистников и пр., а наши собственные грехи, из которых страшнейший - хула на Духа Святого, то есть неверие, противление Истине, пренебрежение голосом совести.
Когда мы с Богом в сердце, когда мы члены Церкви Христовой, никто нас не "испортит", и самое большое, что может сатана, - смущать нас. Но каждый произвольный грех страшнее для нас тысячи "недобрых" глаз, и каждый раз, когда сознательно нарушаем заповедь Божию, вредим себе так, как не навредят нам сотни завистников, недоброжелателей и колдунов.
Почувствовав ухудшение здоровья, тоску, уныние, человек порой думает: "Кто же мне это "сделал""? А "сделал-то" все это грех - не чей-то, а мой собственный, родной, и до того привычный, что я уже и не замечаю его.
Цель жизни - стяжание Духа Святого. Но порой человек стяжает совсем иного духа, отнюдь не святого. Господь стоит у двери сердца и стучит, ожидая, пока мы откроем двери, впустим Его - откроем их молитвой, постом, покаянием, добрыми делами. А сатана входит сам в те щели и бреши, которые мы делаем каждый раз, когда совершаем грех.
Поэтому всякий раз, собираясь что-то сделать или сказать, спросим себя: а кому это понравится - Богу или дьяволу; кто будет радоваться - Господь или сатана? Ведь не бывает такого, чтобы они радовались чему-то одному вместе. И если какое-то наше действие порадовало лукавого, то, значит, с этого момента он имеет над нами большую власть, чем раньше. И каждая уступка ему ведет к нашему большему порабощению. Уступка за уступкой, падение за падением, если они не сопровождаются покаянием, борьбой, усилиями снова встать, очиститься, восстановить отношения с Господом, ведут в конце концов к полному подчинению сатане. Человек становится одержимым и уже не может освободиться от сил зла без усиленной помощи Церкви. Так приобретается "порча", и не надо в ней винить никого, кроме самого себя. "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает" (Мф. 12, 30), - говорит Иисус.
Говорит Господь и о том, что нельзя служить двум господам. Потому что каждый раз, пренебрегая заповедью Божией, поддаваясь соблазну осудить, солгать, пожадничать, сказать резкое слово и др., мы даем место в своей душе той тьме, которая царствует в преисподней. "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое…" (Рим. 2, 9). И напротив: "Слава и честь и мир всякому, делающему доброе…" (Рим. 2, 10).
Вот и стоим мы каждый раз перед выбором: согрешить - не согрешить? Будем же помнить, что вместе с этим выбираем и другое - душевный мир и радость или же скорбь и тесноту. А затем и большее - святость или одержимость, ад или Царство Божие.
Фото: Татьяна Балашова
По ту сторону света
Суеверие как искушение "бабьими баснями". Часть 1
Суеверие как искушение "бабьими баснями". Часть 2 Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|