Автор: Диакон Иоанн Иванов
Такие ситуации встречаются нередко. Один из супругов может начать воцерковляться и соответственно хочет, чтобы и дети участвовали в церковной жизни, а другой - категорически против. Что делать в такой ситуации: разводиться, водить детей в храм против воли неверующего супруга или искать какой-то другой выход?
В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", официальном документе, говорится о пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Однако в 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в "Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал кроме прелюбодеяния (и прочих) еще серьезную причину для развода: посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей. Подорвав духовное здоровье ребенка, оторвав его от крепкого внутреннего стержня - веры во Христа, мы можем способствовать его физическому уничтожению (например, суициду). Поэтому, если кто-либо из супругов покушается на духовную или физическую жизнь своего ребенка, то этот супруг является угрозой, серьезной опасностью для существования и ребенка, и семьи. Церковь это подтверждает (см. "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". М., 2000. С.104-108. Гл. X.3.-X.4).
Общность веры супругов, являющихся членами Тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак "только в Господе" (1 Кор. 7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения. Семья - это домашняя Церковь, которую образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Конечно, существуют семьи, разделенные по вере, где один супруг может быть христианином, а другой исповедовать иную веру или даже быть атеистом. В любом случае их общность в браке связывает взаимное чувство любви. "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин. 4:16) - значит, не лишается благословения и такой семейный союз, хотя в нем и будут определенные проблемы.
Плодами любви мужа и жены становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Апостол Павел призывает нас: "Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6:4). "Дети - не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях - больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены", - наставляет святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Ефрем Сирин учит: "Блажен, кто воспитывает детей богоугодно". "Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил", - пишет святитель Тихон Задонский.
Давайте попробуем смоделировать итог воспитания ребенка в условиях, подобных заданным в начале статьи. Неверующий муж хочет жить со своей верующей супругой, но не желает, чтобы она ходила в Церковь, не разрешает брать с собой ребёнка в храм, богохульствует, клевещет на Церковь и священников. Вот этот человек, которому не нужен Бог и не нужна вера, отводит жену и ребенка от Христа. Жена, не сумев выдержать испытаний, ниспосылаемых Богом, обрекает на погибель свою душу - ведь она предала Господа, - а также губит душу своего ребенка, лишая его Христа, Евангелия и Церкви. И ребенок, не имеющий внутреннего стержня, всегда будет готов купиться на любой соблазн современного общества. При серьезном жизненном испытании такой ребенок не найдет верного выхода, потому что правильный ответ знает верующий в Господа Нашего Иисуса Христа: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6).
Перед верующим супругом стоит очевидный выбор не столько за себя, сколько за своего ребенка. Он может погубить душу своего чада, подменив необходимую и правильную духовную пищу на яд, отвернув детское сердце от Божиего Света, лишив ребенка Церкви и Спасительных Таинств. "Пожалев" мужа (в некоторых случаях это означает отказаться от Церкви), верующая супруга, очевидно, может обречь свое дитя - плод любви - на духовную погибель.
Однако в этой ситуации развод - это самая крайняя мера. Надо попробовать проанализировать: были ли попытки искренне доброго, мирного разговора с мужем на эту тему, обсуждались ли причины его категоричного отношения к вере и христианскому воспитанию ребенка? Вероятно, стоит предложить побеседовать на тему взаимоотношений между супругами (не конкретно в этой семье, а вообще). Любовь и желание быть рядом предполагают очень внимательное отношение к духовным ценностям каждого из супругов, и если человек искренне любит другого, а не просто хочет владеть им как собственностью, то он постарается понять позицию другого. Необходимо проанализировать и свое поведение: не является ли в данном случае "пример христианки" провокацией для мужа? Зачастую наш личный пример может отталкивать ближнего от веры и доверия. В таком случае во имя сохранения семьи начать придется с себя, важно показать личный пример миротворчества, умения поступиться своими амбициями. Супруг должен увидеть веру своей жены и стремление сохранить мир, желание помогать и терпеть. Надо постараться выбрать подходящее время для такой беседы, помолиться, убедиться в правильном душевном настрое. Важно не доказать, а понять; не упрекать, а поддержать.
Можно попробовать договориться с мужем о том, чтобы он не мешал христианскому воспитанию ребенка, а со своей стороны - не раздражать супруга чрезмерно частыми походами в храм. Надо объяснить, что в общем деле воспитания детей нельзя ронять авторитет ни матери, ни отца - это пагубно повлияет на личность ребенка. В результате публичных семейных ссор между мужем и женой, в результате "перетягивания одеяла" в воспитании дети вырастают лицемерами. Таким детям родители в будущем будут не нужны, они не захотят любить ни одного, ни другого. "Любящие, - по словам Сент-Экзюпери, - это не те, кто смотрят друг на друга, а те, кто смотрят в одну сторону", в сторону полноценного воспитания детей. В диалоге с мужем важно понять: что оба супруга собираются вложить в любимое дитя? Что послужит фундаментом в формировании его личности? Какими духовными ориентирами он будет руководствоваться в различных жизненных ситуациях? Сможет ли обращаться к Богу в трудностях и укрепляться благодатной помощью? Если человек собирается выбрать сторону добра и Света, то его очевидный выбор - Христос.
Во времена правления языческих императоров именно женщины-христианки подавали пример стойкости всему христианскому миру. Они никогда не отказывались от Христа, так как верили, что их ждет Вечная Жизнь с Богом. Более того, своей стойкостью и верой они нередко и мужей приводили ко Христу. Следует приложить все усилия для сохранения семьи, а также мира в семье. Очень советую по примеру жен-мучениц свою сложную семейную ситуацию и всю свою жизнь доверить Богу. Надо просить у Господа Бога помощи во вразумлении супруга, смягчении его сердца и достойном христианском воспитании ребенка. Следует пытаться договориться с о своей "второй половиной" и не раздражать ее.
Что еще можно посоветовать человеку, находящемуся в такой ситуации? Положитесь на Волю Божию, т.к. по словам святого апостола Павла, "неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим" (1 Кор.7:14)". Значит, надежда есть. Кто знает, возможно, пройдет несколько месяцев или даже лет, и вы вместе с супругом (супругой) и детьми будете ходить в храм и участвовать в Таинствах. Желаю вам проявить стойкость в вашей вере и твердо держаться за Христа и за Церковь, так как без них нет спасения.
Фото: Геннадий Алексеев
Несколько мыслей о воспитании детей
Добрые воспоминания Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|