Автор: Священник Александр Союзов
Часто у меня спрашивают: "Чем нужно руководствоваться при воспитании ребенка?"
Прежде всего, вспомним заповедь: "Не сотвори себе кумира". Если родители из ребенка делают кумира и приносят себя ему в жертву, это заканчивается, как правило, плохо. У маленького человека формируется жесткое потребительское отношение к родителям: он начинает требовать для себя и материальных благ, и максимального внимания. Когда родитель не может дать своему чаду столько внимания, сколько тому хотелось бы, отношения часто превращаются в конфликтные. Ребенок неосознанно руководствуется такой логикой: "Раз ты мне не можешь дать любовь по-доброму, тогда я буду добиваться твоего внимания по-другому".
Некую "прививку" от такого эгоизма ребенок получает, если кроме него в семье есть и другие дети.
В этом случае с самого начала и у ребенка, и у родителей формируются правильные отношения, которые помогут в дальнейшем вести полноценную жизнь в обществе. Сформировавшиеся социальные навыки и умения человека, который с детства привык ограничивать свой эгоизм, помогут ему гармонично вписаться в коллектив. Он будет понимать, что в жизни есть не только его интересы. Поэтому главный совет: не делайте большого перерыва между рождением первого и второго ребенка, и тогда многие вопросы воспитания будут сняты, что называется, автоматически.
Существует, конечно, и другая крайность - чрезмерно суровое воспитание, когда из ребенка фактически делают раба. Думаю, что не нужно перегибать палку. Нужно стараться найти золотую середину. Это, конечно, нелегко, но ведь вся наша жизнь состоит из такого балансирования.
Еще хотелось бы привести отрывок из выступления профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова:
"…Знаете, когда меня спрашивают о том, что делать с детьми, я всегда прихожу в некоторое недоумение. Не потому, что совсем нечего сказать, нет, совсем по другой причине. Никогда не бывает вопроса, что делать нам с родителями, с самими собой. Всегда надо делать что-то с детьми! Я как родитель знаю, что с собой делать, и, в общем-то, я ничего человек, я хороший в целом... Ну, у меня бывают, конечно, поступки не те, это понятно... Кто не ошибается. Но дети только мои, что с ними делать? Вот паршивцы! То не слушаются, то увлекаются не теми вещами.
С детьми что делать? Я вам скажу: никто не может сделать со своим ребенком ничего хорошего, пока сам хоть немножко не изменится, не возьмется за себя. Это закон. Не могу я никого научить играть на скрипке, если сам на ней не умею играть. Это понятно каждому. Часто звучит вопрос: "Кем вы хотите видеть своего ребенка?" Начинают перечислять профессии: юристом, экономистом, ученым, педагогом. А я бы хотел, чтобы он стал Человеком..." А что нужно для этого? Нужно воспитание ума, воспитание сердца, воспитание тела. Мы делаем детей, как правило, бездумными потребителями, а вся христианская мысль говорит о том, что надо приучать к воздержанию. Основной принцип в чем состоит? Научить человека бороться с собой. Воспитание - это борьба с собой. Нужно показать ребенку, как это здорово - уметь управлять своими желаниями, своими мыслями. Мысль - она же нами руководит, это как руль для корабля. Казалось бы, маленькая дощечка, которая болтается сзади корабля. Что она по сравнению с кораблем? Ничто. Но в зависимости от того, как вы поставите эту дощечку, ваш корабль пойдет или на рифы, или в прекрасное море. Руль - это наша мысль. Поэтому важно ребенка с детства учить хранить чистоту мысли".
Фото: Татьяна Балашова
Из сборника "Молимся о детях". Клин, "Христианская жизнь". 2010
Верующий ребенок в обычной школе
Конфликты. "Разбор полетов"
Как читать детям жития святых первых веков христианства? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|