Автор: Антонина Лазорцева
"Они меня совсем не понимают", "Да ему что говори, что не говори - всё без толку", "Какими словами ещё сказать, чтобы до тебя дошло?", "Да что им рассказывать, всё равно им неинтересно!" - сколько таких или им подобных фраз приходится слышать и от многих родителей, и от их практически взрослых с виду детей... Именно взаимоотношения детей и родителей с завидной периодичностью становятся объектом различных ток-шоу с абсолютно безобразными сценами публичных семейных разбирательств.
Иногда кажется, что эти самые близкие люди разделены таким безнадёжным непониманием, что проще договориться с представителями ещё неоткрытых народов, чем им между собой. Как, в какой момент мы утрачиваем способность слышать и понимать друг друга?
Это происходит потому, что в каждодневной суете, в погоне за успехом или битве за элементарное выживание теряется универсальный язык - язык любви. Любви безусловной и трепетной, глубокой и животворящей, основанной на искреннем интересе к внутреннему миру родного человека. Как взрастить в своём сердце ростки такой любви? Как научить ребёнка этому важнейшему умению?
Всё начинается с детства. Ребёнок еще только родился, но если он окружён заботой и вниманием, то уже создана благоприятная почва для его душевного возрастания. Ласковое прикосновение мамы, добрые слова и игры с папой, бабушкины прибаутки, первые шаги, сделанные за руку с дедом, - вот тот багаж, который мы должны дать ребёнку в долгую дорогу длиною в жизнь. А чуть подрос младенец - и обязательно нужно обращать его внимание на чувства и состояние других людей: "У бабушки головка болит, пожалей", "Ты зачем веточку сломал, кустику больно", - и ещё много подобных формул должно быть в арсенале любящих родителей.
К сожалению, часто приходится наблюдать совсем иную картину. Малыш с удовольствием бьёт маму или папу, а то и представителей старшего поколения семьи по лицу, и вместо того, чтобы отвести руку шалуна, резко прервать агрессивное действие, родители радуются и поощряют подобное поведение. Но может статься, что лет через 15-20 им будет уже не так весело, когда повзрослевшее чадо поднимет на них увесистый вовсе не детский кулачок. И прозвучат слова: "А откуда это у него? Мы его этому не учили…"
Как важно помнить, что вовсе не умение бегло читать или уверенно владеть компьютером определяет уровень детского развития! Научиться можно всему, но всему своё время. Если в дошкольном возрасте упущены вопросы воспитания эмоционально-волевой сферы, то ждите проблем в подростковом возрасте. Каким бы успешным ни стал в будущем такой ребёнок, возможности духовного развития будут для него сильно ограничены. И возможно, именно поэтому тонкие движения души другого человека будут для него непостижимы, да и потребности обращать на них внимания просто не возникнет. Престарелые родители будут вызывать раздражение, а дети - мешаться под ногами и быть обузой на пути в мир комфорта и удовлетворения любых желаний любой ценой.
Так чему надо научить ребёнка, чтобы не возникло в дальнейшее трудностей перевода с детского на взрослый? Умение чувствовать боль другого существа, замечать красоту окружающего мира, сдерживать свои негативные эмоции, прикладывать усилия к достижению результата, видеть потребность в помощи - вот только маленькая часть сложнейших навыков, без которых человеческое существо, так и останется существом, но не станет Человеком.
Храните в своей душе память детства, и тогда вы будете на одной волне воспринимать движения души собственных детей. Это поможет избежать так называемых "проблем отцов и детей", потому что язык бескорыстной любви понятен всем. И ещё помните слова поэта В. Берестова о том, что "эта любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей".
Директор Клинского реабилитационного центра "Радуга"
для детей и подростков с ограниченными возможностями
А. А. Лазорцева
Фото: Татьяна Сазонова
Отцы и дети. В чем проблема?
Быль о потерянном времени Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|