Автор: Ирина Филиппова
В июле этого года мне довелось побывать в московском Манеже, где открылась выставка икон «Русские святые». Там представлено более 300 произведений конца XVI – начала XX веков из собрания известного мецената и коллекционера Феликса Комарова. Особенность этого события – уникальность экспонатов. И дело даже не в том, что уникальна сама иконопись (хотя, как мне кажется, здесь представлены не только лучшие ее образцы), а в том, что посетителю открывается история русской земли через образы малоизвестных святых. К примеру, далеко не все знают имена таких подвижников как Гурий Шалочский, Ефросин Синоезерский, Василиск Сибирский или Макарий Жабынский. В первую очередь их почитали в тех местах, где они совершали свои монашеские подвиги. Подобные образы писали редко, и сохранилось их очень мало. Конечно, на выставке представлены и иконы особо почитаемых русских святых: преподобного Сергия Радонежского, равноапостольного князя Владимира, святых Василия Блаженного, царевича Димитрия и других.
Интересно и то, что экспонаты совершенно разного размера: от икон, написанных практически в полный рост, до миниатюр, на которых иконописцы филигранно изобразили каждую черточку в лике или одежде. Большим плюсом является и то, что рядом с каждой иконой висит небольшая аннотация, из которой можно узнать подробности жития того или иного святого, об особенностях иконописной традиции или историю самой иконы. Сам Феликс Комаров говорит, что уже много лет назад предчувствовал, что подобные выставки будут востребованы: «Это теперь я занимаюсь бизнесом, и у меня есть возможность что-то приобретать. А когда начинал, был инженером. Приходилось брать деньги в кредит. За одну из икон выплачивал долг в течение восьми лет. Надеюсь, что с этим своим увлечением я и закончу свое движение по земной поверхности».
Выставка продлится в Манеже до 21 августа, и я всем рекомендую посетить ее, чтобы окунуться в необыкновенный мир неизвестной русской святости и почувствовать гордость за страну, в которой Бог сподобил нас совершать свой земной путь.
Об иконописи
Автор: Елена Кислова
Издревле икону называли "проповедью в красках", "окном в другой мир". Красота духовная ставится здесь выше красоты телесной. Именно это привлекает внимание ценителей искусства во всем мире. Сегодня, после века забвения, русская иконопись начала возрождаться. В этом выпуске из архива телепередачи "Дорога к храму" речь пойдет об иконописи и работе иконописца
Современная икона. Проблемы методик обучения. Часть 1
Автор: Екатерина Шеко
Академическая школа рисунка, на принципах которой обычно строится обучение рисованию в России, до сих пор остается единственной серьезно работающей методикой. Эта методика обучения рисованию разработана в течение нескольких столетий многими поколениями художников-педагогов и дает хорошие результаты с точки зрения академической традиции. В основу обучения положены геометрия и перспектива. Геометрические построения помогают видеть и понимать форму изображаемого объекта, что особенно необходимо при изображении объемного предмета на плоскости. Применение геометрических построений основано на изучении правил и законов прямой перспективы. Это необходимые навыки для живописцев академического направления.
В иконописи тоже применяются геометрические построения, однако они подразумевают обратную перспективу… Получается очевидное противоречие, в результате которого некоторые профессиональные художники-реалисты, принимаясь за иконописание, начинают исправлять построения и композиции древних образцов в сторону академической «правильности»
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|