Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Жизнь - время посева, но мы ведем себя часто так, как будто уже - жатва. Те блага, которые получаем, принимаем за плоды, в то время как они всего лишь семена. Плоды вкушают, а семена сеют. Тот же, кто будет вкушать семена, останется ни с чем.
А.И Куинджи Степь. Нива. 1875
Сеять - значит отдавать. Но и не только. Когда человек лишается чего-то ценного в глазах мира сего и нисколько не сожалеет об этом, а еще и радуется, - это тоже дорого в глазах Божиих, может быть, не менее, чем благотворительность, милостыня.
Ведь когда отдаешь, есть некоторая опасность тщеславия. Когда лишаешься невольно, тщеславиться нечем. Поэтому все наши потери и утраты - тоже посев, если переносим их благодушно.
В Синайском Патерике есть рассказ об одном богатом ювелире. Однажды этот богач вместе с сыном совершал плавание на корабле в далекую страну по делам торговли. С собой они везли множество золота и драгоценных камней. На корабле был мальчик слуга, с которым ювелир подружился. Однажды этот мальчик нечаянно подслушал разговор между матросами и узнал, что команда задумала завладеть богатством и для этого убить ювелира и его сына. Когда мальчик в очередной раз принес ювелиру обед, вид его был настолько печален и глаза заплаканы, что тот стал настойчиво расспрашивать - что случилось. Мальчик в конце концов рассказал все своему старшему другу: его самого и его сына ждет неминуемая смерть, и ничего уже поделать нельзя - вокруг море и вся команда решила их участь.
Ювелир, однако, выход нашел. Он призвал сына и сказал ему: "Приказываю тебе сейчас делать то, что скажу, ничему не удивляясь и не споря". Затем он велел вынести все драгоценности на палубу. На глазах моряков ювелир и его сын разложили мешки и сундуки с золотом и драгоценными камнями. Купец раскрыл их и сказал: "Вот из-за этого всего я чуть было не лишился жизни! Бросай, сын, весь этот хлам за борт!" Пораженные матросы не успели опомниться от удивления и что-нибудь предпринять, как все несметное богатство оказалось в море. Понятно, что убийство ювелира и его сына для моряков утратило всякий смысл.
Ювелир, как видим, оказался богат не только золотом, но и мудростью.
В какой-то степени и мы с вами - пассажиры такого же корабля. Плавая по житейскому морю, мы обрастаем вещами, привязанностями, привычками, которые обретают в наших глазах ту или иную ценность. Хватит ли у нас мудрости не переоценить то, что имеем, как не переоценил ювелир? Временная земная жизнь была оценена им несравненно выше всех богатств. А как мы ценим свою бессмертную душу, как мы дорожим Жизнью Вечной?
Купец пренебрег своим достоянием перед лицом мгновенной смерти. Мы же часто умираем постепенно, год за годом, и называем это умирание жизнью. Потому что если главный интерес жизни - приобретение все большего и большего обилия материальных благ, то наша жизнь - именно постепенное умирание.
Как легко расстался ювелир со своим достоянием, когда увидел, что оно смертоносно! В легкости этой и было его спасение!
Наше спасение - в том же! Только нам проще. У нас не так всего много, как у богатого ювелира. И от нас не требуется бросать все, что имеем, в море или еще куда-нибудь. Надо только не позволять деньгам, вещам и прочим так называемым "жизненным благам" овладевать нами, порабощать нас, управлять нами. Надо видеть вокруг себя нуждающихся и радоваться любой возможности отдать, поделиться, пожертвовать. Ведь, как уже было сказано, наша жизнь - время посева. И все, что имеем, - это семена, которые дал нам Бог, чтобы мы сеяли. "Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, - говорит апостол Павел. - А кто сеет щедро, тот щедро и пожнет" (2 Кор. 9, 6).
В миру есть выражение: "Этот человек стоит столько-то и столько-то". Под "столько-то и столько-то" подразумевается величина его состояния.
У нас же, христиан, стоимость человека зависит не от того, сколько он имеет, а от того, с какой легкостью он готов расстаться со своим имением, с каким радушием делится им, умеет ли отдать последнее, пренебречь тем, что представляется необходимым.
"Время насаждать, и время вырывать посаженное", - читаем в Екклезиасте (Еккл. 3, 2). Отнесемся же к любой утрате, как к семенам, и будем терпеливо ожидать жатвы.
Фото: www.art-catalog.ru
Время - деньги
"Да будут все едино..." Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|