Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Возьми свой крест.
Неделя Крестопоклонная,
3-е воскресенье Великого поста
В Синайском патерике есть рассказ об одном разбойнике, который совершил множество страшных злодеяний. И вот он пережил глубокое раскаяние, пришел в пустыню к старцу и просил помочь ему вымолить у Бога прощение. Старец дал разбойнику монашескую одежду и велел монахам спрятать его в отдаленной пещере, где бы он мог постом и молитвой восстановить мир с Богом. Разбойника, понятное дело, искали, но монахи не выдали его властям.
Шли годы. Старец время от времени спрашивал монахов, как спасается брат - бывший разбойник. Ему отвечали, что тот ведет жизнь, исполненную самого сурового подвига, терпит тяжкие лишения и пребывает в непрестанной покаянной молитве, плача о прошлых грехах своих. Нет сомнения, что он уже давно примирился с Богом.
И вдруг неожиданно бывший разбойник приходит к старцу и просит вернуть ему его разбойничью одежду.
- Зачем, брат? Ведь ты столько лет пребывал в подвиге! Что побуждает тебя? Неужели ты снова решил стать разбойником?
- Нет, я должен явиться в городе.
- Но ведь тебя тотчас же схватят и предадут мучительной казни.
- Именно для того я и иду. Много лет я молился о прощении, но чувствую, что все грехи мои прощены, кроме одного. В последнее время стал мне являться мальчик, которого я убил когда-то. И вот он не дает мне покоя, приходит и спрашивает: "Зачем ты меня убил?" И чувствую, что должен за это пойти и принять смерть, иначе не простится мне этот грех.
Переодевшись, бывший разбойник вернулся в город и там действительно принял муки и смерть, которыми, как верил он и другие монахи, окончательно примирился с Богом.
Не все в этом рассказе понятно сразу. Кому нужны были эти страдания и гибель? Богу? Нелепо думать, что Бог желает хоть чьих-то мук. Мальчику? И это трудно принять. В загробном мире вряд ли есть место мстительности. И здесь мы подходим к тайне, которую едва ли можно объяснить и понять. Дело в том, что любой грех, прежде всего, разрушает душу самого грешника. Любой недостойный поступок, гнилое слово, грязная мысль царапает, ранит и калечит нашу душу. И чем грех страшнее, тем страшнее повреждение нашей души. И если произошла кража, убийство, то жертва - не только тот, у кого украли или кого убили. Вор или убийца пострадал куда больше, хоть до поры и не знает этого. Узнает, придет время.
Повреждение повреждению рознь. Бывает, образно говоря, царапина, а бывает и перелом. Можно ли это излечить? Можно. Однако по силе болезни и лекарство. Что-то требует лишь покаянного вздоха, что-то сугубой молитвы, что-то епитимьи, поста. А что-то не может быть восстановлено, если не пройдет человек через страдания, боль, скорбь. Подобно, как и в телесных немощах - кому-то достаточно наложить пластырь, а кому-то не обойтись без тяжелой и сложной операции.
Не Богу, не мальчику, а самому бывшему разбойнику нужно было пройти муки, смерть, потому что без этого не могла его душа совершенно обновиться, очиститься, воскреснуть в вечной жизни. Почему так, мы не знаем. Здесь, повторю, тайна. Возможно, эта тайна откроется нам в "жизни будущаго века". А пока, в жизни земной, нам нужно довериться Богу, Который знает больше, чем мы, и с терпением принимать все, что необходимо для восстановления и обновления нашей искалеченной грехами души.
"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8, 34), - читаем мы в самой середине поста, в Неделю Крестопоклонную.
"Возьми крест". Сам Бог, став Человеком, не нашел другого способа обновить "растлевшее грехом естество наше". Облекшись в нашу плоть, Он принял ее такой, какой она стала в результате грехопадения, - подверженной скорби, немощи, боли и смерти. И для того, чтобы это принятое на себя естество человеческое совершенно обновить, восстановить, воскресить, ко всему величественному и прекрасному, совершенному Им в жизни, необходимо было еще пройти и через поругания, пытки, невыносимую боль, человеческий позор и самую мучительную смерть. Перед тем, как это совершилось, Сын, истекая кровавым потом, умолял Отца: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26, 39).
"Если возможно..." Оказалось, невозможно. И тогда Он помолился иначе: "Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя" (Мф. 26, 42).
И когда мы оказываемся перед опасностью тяжких страданий, а то и смерти, и желаем, чтобы они минули, чтобы беда прошла стороной, нет в этом желании ничего постыдного, оно вполне законно и понятно. Страдания и скорби не есть благо. Человек призван к Радости. Но если нет к этой Радости иного пути, кроме как через боль и скорбь, то повторим вслед за Божественным Сыном: "Да будет воля Твоя". И тогда, как прекрасно говорится об этом в Псалтири, "вечером водворяется плач, а на утро радость" (Пс. 29, 6), "Сеявшие со слезами будут пожинать с радостию. С плачем несущий семена возвратится с радостию, неся снопы свои" (Пс. 125, 5-6).
"Возьми крест свой", но помни, что он же и орудие позорной смерти, он же и знамение славной победы, он же символ всей той горечи и боли, которой не миновать нам в земной жизни, он же и залог вечной радости. "Ибо думаю, - пишет апостол Павел, - что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим. 8, 18).
Из книги протоиерея Игоря Гагарина "Гореть, а не тлеть"
Фото: Татьяна Балашова
Отвергнись себя. Слово в 3 неделю Великого поста, Крестопоклонную
Начни сначала Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|