Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Одна женщина спрашивает: "Как же получается по Библии, если человек всю жизнь жил праведно, но вдруг нечаянно оступился, то он теряет все свои заслуги перед Богом и навсегда осужден?"
В Библии слова "нечаянно" нет, а это очень и очень важное слово. Между грехом, совершенным нечаянно, и грехом сознательным, совершенным преднамеренно, - огромная разница. "Нечаянно" человек согрешает на каждом шагу. И суд над тем, кто "не ведает, что творит", совсем иной, нежели над тем, кто делает то, о чем очень хорошо знает: "НЕЛЬЗЯ!" Да и где найти того человека, который живет всю жизнь праведно? Неужели среди нас есть кто-то, кто так о себе думает? Так может думать человек очень нетребовательный к себе. Есть, впрочем, два способа самооценки. Первый - сравнивать себя с теми, кто явно хуже нас. А поскольку вокруг всегда множество "пьяниц", "развратников", "бездельников", поскольку радио и телевидение постоянно рассказывают о преступлениях и преступниках, то, по сравнению с ними, мы можем выглядеть весьма выгодно. Сравнивать себя с ними - очень удобный способ самооценки для тех, кто хочет быть доволен собой. Но будет ли доволен нами Господь, сказавший: "Будьте совершенны" (Мф. 5, 48). Так давайте оценивать себя, сравнивая со Христом, с Его святыми. Мы призваны и ОБЯЗАНЫ уподобиться Господу.
Чехов правильно сказал: "В человеке должно быть все прекрасно…" Насчет лица и одежды порой ничего не поделаешь: что есть, то есть. Но поступки, мысли, слова, дела: сделать их прекрасными, чистыми, добрыми и возвышенными - наш долг, наше призвание. Это должно стать главным стремлением нашей жизни, и когда человек это поймет, он уже никогда не сможет ощутить себя праведником. Сколько бы доброго и хорошего ни сделал, все равно это так недостаточно, так несовершенно, так мало!
И кто старается жить праведно (праведно не по общественным сильно заниженным меркам, а по библейским: "Будьте святы, ибо Я свят" (Лев. 11, 44)), тот увидит, что не единожды, а через каждые несколько шагов "нечаянно оступается" и падает. И не в том достоинство человека, чтобы не падать, а в том, чтобы, упав, снова вставать и восходить к совершенству. Хорошо сказал об этом современный поэт:
Я в сотый раз
Опять начну сначала,
Пока не меркнет свет,
Пока горит свеча… |
Теперь насчет прошлых "заслуг", которые "теряет" человек оступившийся. Действительно, слова пророка Иезекииля могут огорчить любого. Неужели Господь не вспомнит все доброе, сделанное человеком в прошлом? Казалось бы, пророк говорит четко и однозначно: "…все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся…" (Иез. 18, 24). Но утешает, что есть в Библии и другие слова, сказанные не пророком, но Самим Господом: "И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей" (Мф. 10, 42).
Думаю, что не забудет Господь и самого малого добра, сделанного нами, но решающим в оценке нашей жизни будет не то, какими мы когда-то были, а то, какими стали. Именно в этом смысле я понимаю предостережение Иезекииля: не очень-то рассчитывай на свои прошлые заслуги. Будь СЕЙЧАС человеком! И тот, кто был добрым и честным, а потом стал негодяем, совсем иначе судится, чем тот, кто был негодяем, а стал добрым и честным.
Мне рассказывали о школьнице, которая много лет была отличницей, а потом что-то случилось с ней: связалась с дурной компанией, совсем перестала учиться. На выпускном экзамене никто из членов комиссии не забыл, что она раньше была отличницей, все вздыхали и сочувствовали, однако ничего, кроме двойки, поставить не смогли. Да и у любого ученика или студента, если он занимался в течение года хорошо, это учтут на экзамене. Учтут, но главным будет все-таки ответ, а не оценка за прошлые контрольные.
Будем серьезно готовиться к Главному экзамену нашей жизни - к встрече с Тем Судьей и Учителем, для Которого важнее всего не "временные результаты", а "конечный результат"; не то, чего мы достигали, а чего в конце концов достигли; не какими мы иногда бывали, а какими стали.
Фото: Протоиерей Аркадий Штейнберг
Наша "школьная" программа
Прикосновение Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|