Автор: протоиерей Борис Балашов
Мы празднуем Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Когда пытаемся понять суть праздника и духовный смысл этого события, нужно иметь в виду, что есть два разных уровня восприятия. Если Церковь празднует его как великий двунадесятый праздник, значит это событие очень значимое для каждого из нас. Что же является его канвой?
Господь услышал молитву престарелых благочестивых супругов Иоакима и Анны и дал им Чадо. И вот наконец родилась Девочка, которую они назвали Марией. Они очень радовались, что Господь дал им возможность принести драгоценный плод Богу.
Всю свою долгую жизнь они старались жить благочестиво, по любви к Богу и людям. Но самое дорогое, самая большая ценность – это человек и его бессмертная душа, поэтому Иоаким и Анна просили Бога даровать им ребёнка не потому, что он будет им утешением в старости. Они хотели принести Богу в дар такое дитя, душа которого действительно является чистым образом Божьим. Это было их высочайшей мечтой.
Вторая сторона празднуемого события – духовный смысл происходящего. Господь, видя намерения Иоакима и Анны, направляет всё в ту сторону, в которую считает нужным. Бог делает так, чтобы этот добрый плод, приносимый Ему, послужил делу спасения всех людей от греха, смерти, страстей и искаженности человеческой природы, произошедшей в результате грехопадения прародителей.
Всего три года после рождения Дочь Иоакима и Анны жила вместе с родителями. Они оставили Её при себе по той причине, что на Востоке три года – возраст, до которого ребёнок был грудным и вскармливался матерью.
В три годика ребёнок уже многое начинает понимать. Тогда родители решили исполнить свой обет – отвести Дочь Марию в храм.
При Иерусалимском храме были учреждения, подобные интернатам. Там жили дети, которых воспитывали и учили всему, что нужно для жизни.
На примере Девы Марии мы видим, что воспитание детей в вере начинается не тогда, когда ребёнку исполняется семь или десять лет, а ещё до рождения, когда молитва матери согревает душу младенца, которого она носит под сердцем. И уж, конечно, тогда, когда он родится, мама молится вместе с ним, укрепляя его теплом своей веры.
Когда мы говорим о вере, мы имеем в виду не теоретические знания о Боге, а веру как образ жизни, наполненный любовью к Богу и к людям. Тут я ещё раз могу напомнить мысль одного писателя, который сказал, что мать начинает приобщать своего ребёнка к вере, когда учит его говорить «спасибо» за кусок вкусного пирога, который она испекла. То есть, когда она учит человека, пришедшего в мир, отвечать любовью на любовь другого, в том числе Бога.
Как Иоаким и Анна растили своего Ребёночка, мы не знаем, но видим плод их воспитания. Нам часто кажется, что в три года ребёнок мало что способен понимать. Ничего подобного! Давно доказано, что до пяти лет дети получают половину всей жизненной информации. Это очень ответственный возраст!
Когда родители повели Марию в храм, чтобы там оставить жить, она пошла туда с радостью и без слёз оставила любящих родителей. Папа с мамой научили Её видеть в Боге любящего Отца и смогли научить общаться с Ним в молитве.
В богослужебных текстах много говорится о Божьей Матери. Церковное предание сохранило повествование о том, что когда трёхлетнюю Деву Марию вели в храм, рядом шли девочки с зажжёнными свечами. Свечи – это образ сияния Того Света, который явит Божья Матерь в земном мире в Лице Божественного Сына.
В праздничной стихире говорится:
Анна – божественная благодать открыто с веселием в храм Божий приводит данную ей по благодати Приснодеву чистую, призвав идти пред Нею отроковиц со светильниками и возглашая: «Иди, Дитя, будь для Давшего Тебя и приношением, и благовонным фимиамом. Войди в недоступное и тайны познай, и готовься стать приятным и прекрасным жилищем для Иисуса, подающего миру великую милость!»
Слово «благодать» состоит из двух слов – «благо» и «дать» – это все то, что Бог даёт нам в дар: и силы, и помощь, и поддержку, и любые другие проявления Его милости. А для Иоакима и Анны, конечно же, высочайшим даром свыше была их Дочь.
Нам сложно понять, как Анна может радоваться, отводя в храм единственную долгожданную Дочь? Но ведь она вручает Её самому дорогому, Кто есть в её жизни – Богу.
Приснодеву чистую – «присно», то есть «всегда». Мария оставалась Девой всегда – до рождения Сына, во время рождения и после него.
Иди, Дитя, будь для Давшего Тебя и приношением, и благовонным фимиамом. Приношение – жертва, приносимая Богу в благодарность за Его дары. Иоаким и Анна родили девочку в старости, вопреки законам земного бытия, и приводят теперь Её в храм с любовью и благодарностью как дар Богу. Фимиам – это ладан, его воскурение в храме – древнейшая форма жертвы Богу. Для каждения используются благовонные смолы или их смеси с ароматными травами.
Наиболее сложной для восприятия является последняя фраза праздничной стихиры. По-славянски она звучит как: Вниди в невходимая. Трудно перевести эти слова буквально, сохранив красоту славянского языка, но смысл этих слов таков: войди туда, куда не ведёт никакая дверь, в то место, которое недоступно. Но как туда можно войти?
Например, разговаривают два близких человека, и один из них, чувствуя, что его не слушают, говорит: «А ты сейчас где?». Понятно, что в этот момент его собеседник мыслями находится где-то далеко. Или приходят в храм люди: один имеет некоторый духовный и молитвенный опыт, всё здесь питает его душу, а другому пока сложно воспринимать богослужение и сосредоточиться, служба кажется непонятной и бесконечной, и можно сказать, что, по сути, он в храм-то и не вошёл. Можно войти в храм как в помещение, а можно – как в семью Божью, место, где пребывает Господь, где происходит с Ним личная встреча.
Не у каждого в жизни происходит встреча с Богом. Многие «верующие», находясь в храме, думают о своём. Ногами-то они пришли, а душой остались со своими проблемами. Нельзя идти в храм, как на рынок. Прежде нужно сосредоточиться, заранее помолиться, чтобы контакт с Богом получился, чтобы эта встреча состоялась!
Вот об этом и говорит Анна своему Ребёнку: «Войди туда, куда ногами не войти – в эту живую связь с Богом, атмосферу Божьего присутствия, ощущай её, насыщайся богообщением, возрастай в нем, воспитывайся в этом Божьем присутствии».
Предание сохранило, что юная Дева Мария вошла в Святая Святых, самую главную часть ветхозаветного храма, куда даже первосвященник мог входить только раз в году. Церковь говорит в богослужебных текстах, что этому радовались ангелы, значит, речь здесь идёт о некоем чуде. Чудо – особое действие Божье, а для Бога всё возможно.
Ранее в Святая Святых находилась великая святыня – Ковчег Завета, где хранились скрижали, на которых были записаны данные Богом заповеди. Но за пять веков до описываемых событий, в результате нашествия вавилонян, Иерусалим был разорен, а многие евреи угнаны в плен. Святыни удалось куда-то спрятать незадолго до вторжения завоевателей, но место их нахождения неизвестно по сей день.
В Святая Святых, которое было пустым, по воле Божьей в качестве главной Святыни вошла Дева Мария. Потому что, если в Ковчеге Завета были положены каменные доски с заповедями, то Божья Матерь явилась тем Святилищем, которое вместит в Себя Самого Бога и воистину станет новым Ковчегом.
Для чего Она входит во Святая Святых? Ответ мы находим далее по тексту: увеждь тайны, и уготовися быти Иисусово вместилище веселое и красное, подающаго миру велию милость. То есть «войди в недоступное и познай тайны, и готовься стать приятным и прекрасным жилищем для Иисуса, подающего миру великую милость!» Божьи тайны мы познаем и в чтении Священного Писания, и в молитве, когда в общении с Богом мы начинаем понимать то, чего не понимали раньше. Бывает, что пытаясь разрешить какие-то проблемы, человек молится и, ощутив мгновения Божьего присутствия, находит ответ!
Познать тайну спасения людей и готовиться стать вместилищем Бога, родить для нас Богочеловека призывает Господь Деву Марию. В тот момент Она не могла этого осознать, но почувствовав Божий призыв, шла на этот зов. Так бывает и в нашей жизни: человек смутно ощущает необходимость делать что-то, пока не зная зачем. Человек откликается, идёт, и только потом, спустя время, становится ясно, что Бог направил его жизнь в новое русло.
Поэтому для нас этот праздник – важный пример как в вере воспитывать детей и внуков и как нам самим духовно возрастать в любви Божией и благодати. Нам нужно учиться быть верными друзьями Божьими и в этом мире и в ином, входить в общение с Богом и в чтении Евангелия, и в искренней молитве, исполнении заповедей и в храмовом общении, вершиной которого является встреча с Богом в таинстве Святого Причащения.
Зачем нужны посты и праздники?
Нужно ли поститься детям?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|