Проповедь священника Михаила Хайрутдинова в Вербное воскресенье
Вход Господень в Иерусалим. Новгород, XV в.
Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. Вчера была Лазарева суббота, и эти два дня объединяют Великий сорокадневный пост и пост Страстной седмицы.
Из Евангелия мы знаем, что перед тем, как Господь воскресил Лазаря, Он восскорбел духом и прослезился (см. Ин. 11, 33-35). Нам кажется, что Он проявил свойственную всем нам человеческую слабость. На самом деле, Господь плакал о том, что созданный для жизни Лазарь оказался в плену смерти и ада. Причиной этого явилось искажение человеческой природы первородным грехопадением. Грех разлучил Бога и человека.
Иисус Христос воскрешает Лазаря, показывая, что даже разложившийся труп Бог может вернуть к жизни, давая нам прообраз будущего воскресения и показывая, что ничто не является для Бога невозможным. Христос пришел Адама воззвати, а в его лице и все человечество воскресить из мертвых. Поэтому мы с вами живем с ожиданием будущего воскресения!
Господь входит в Иерусалим, зная, что идет на добровольные страдания. Иудеи ликуют, ведь Он только что совершил великое чудо: «С таким вождем мы всех поработим! Станем во главе земли, будем царствовать и пировать!» Однако мы знаем, каков финал подобных «революций»: благое, казалось бы, намерение в итоге заканчивается кровопролитием. Господь пришел на землю не для того, чтобы дать власть какому-то народу, а чтобы исцелить нас от смерти, потому что грех ведет к смерти.
Господь входит в Иерусалим, но ликующие люди не понимают подлинного смысла происходящего, и через какое-то время иерусалимские жители будут кричать: «Распни, распни Его!», поскольку не сбылись их мечты о безмятежной и сытой жизни. Многие и сейчас ждут Мессию, не веря, что Христос – это и есть Спаситель. Они подтверждают тем самым, что ошибочно ждут не обещанного Богом Мессию, а земного царя, хотя история нам показывает, что земные царства порабощают людей, подавляя их неправдой и несправедливостью, и распадаются.
Мы живем в непростое время, но должны понимать, что все в мире происходит по воле Божией, что Сам Господь нам это попускает. Кажется, что раз эпидемия началась в Китае и унесла множество жизней в Европе и Америке, значит, там люди грешат сильнее, чем мы, ведь мы – не такие уж плохие, некоторые даже моральные ценности сохранили. Но надо подумать: «Какова моя-то душа? Чем я живу? Каковы мои чаяния?» Если более всего я ищу радостей земной жизни, тогда Христос для меня – не Спаситель! А если хочу учиться любить Бога и ближних своих и чаю воскресения мертвых, тогда Он – мой Спаситель.
Когда мы пытаемся ответить на эти вопросы, у многих может появиться покаяние: «Я тоже виноват, Господи, что такое происходит! Каюсь, что живу не по заповедям, а потому и я виноват!» Нарушение заповедей – грех, а это наша беда. Вот она к нам сейчас и приблизилась, а мы, вместо того, чтобы каяться, начинаем паниковать. Или, наоборот, «рубашку нараспашку»: «А я ничего не боюсь!» Но плохо и то, и другое. Не нужно бравады, ведь Господь гордым противится, и не нужно питать себя страхами, которые могут привести к нервному и психическому расстройствам. А наша задача – быть со Христом, потому что Христос есть путь и истина, и жизнь (Ин. 14, 6). Господь показывает нам это на каждом шагу, а мы слепы. Поэтому будем стараться исполнять волю Божию в своей жизни!
Начинается Страстная Седмица, и мы с вами призваны следовать за Христом, вместе с Ним пройти путь Его страданий. Мы должны ежедневно внимательно читать Евангелие, отрывки о страстях Христовых, вникать в их смысл, чтобы эта неделя не прошла для нас бесследно. Нам нужно соединяться с Богом в молитве и Таинстве Причащения, когда есть эта возможность. Иначе Пасха для нас станет просто очередным праздником, а не днем величайшей победы Христовой над грехом и смертью. Аминь.
Воодушевление, равнодушие, предательство
Вход Господень в Иерусалим
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|