Автор: диакон Никита Кутьенков
«Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11:24) – этими словами Господь наш Иисус Христос положил основание самому главному Таинству Церкви – Святой Евхаристии. Принятие христианином Тела и Крови Христовой соединяет с Господом. В Евхаристии через богообщение человек приобщается к любви Божией.
Вопросы, связанные с Таинством Евхаристии, такие как: богословское осмысление преложения хлеба и вина в Святые Дары, вопрос о правильности чинопоследования Литургии всегда находились под пристальным вниманием богословов, священнослужителей и мирян. В наше же время наиболее актуальной проблемой стал вопрос о подготовке верных к Таинству Евхаристии. На Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2–3 февраля 2015 г. в Храме Христа Спасителя в Москве, был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии», который предложил ряд ответов и дал рекомендации верным относительно сознательной подготовки и участия в Таинстве. В этом документе, утвержденном Архиерейским Собором 2016 г., были поставлены точки на i в вопросах поста, молитвенного правила, исповеди и духовного состояния приступающего к Святым Тайнам.
В данной заметке мы остановимся на вопросе о том, как происходила подготовка верных к Таинству и приобщение Святых Христовых Таин в различные временные рамки церковной истории.
Так, в Деяниях святых Апостолов идет описание того, как христиане первых веков приступали к «преломлению хлеба», «благодарению». Автор книги Деяний апостол и евангелист Лука отмечает, что после Пятидесятницы верные пребывали постоянно в «общении» и «преломлении хлеба», а также акцентирует внимание на том, что христиане приступали к «благодарению» каждодневно: «и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).
При описании участия апостола Павла в «преломлении хлеба» в Троаде (Деян. 20:7–12) говорится, что «преломление хлеба» совершалось в первый день недели, в ночь. Можно предположить, что совершение Евхаристии в ранней Церкви происходило в ночь с субботы на воскресенье, так как христиане из евреев прекращали к тому времени субботний покой, либо в ночь с воскресенья на понедельник. Скорее всего Евхаристия совершалась как раз в ночь с воскресенья на понедельник в память явления воскресшего Спасителя, произошедшего как раз в это время1.
Наиболее раннее упоминание церковных писателей о совершении Евхаристии можно найти в «Дидахе» (конец I – начало II вв.).
О Евхаристии идет речь в следующих главах: в девятой – «Причастие», десятой – «Действие благодати» и четырнадцатой – «Собрание в день Господень». В первых двух главах, кроме указания как совершать благодарение, дается первое и главное ограничение для приступающих к Таинству: «от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещенных во имя Господне»2.
В IV в. наблюдается рост числа христианских общин. Это связывают с политикой римских императоров, начиная с равноап. императора Константина Великого, который в 313 г. издал Миланский эдикт, провозглашающий веротерпимость по отношению к христианам. Этим было положено начало прекращению гонений. В творениях церковных авторов золотого века христианства, в частности у свт. Иоанна Златоуста, о подготовке верных сказано следующее: «Если ты приступаешь к Евхаристии, то не делай ничего недостойного благодарения, не посрамляй брата, не презирай алчущего, не упивайся, не оскорбляй Церкви»3. И далее святитель говорит о примирении с ближними: «Приобщившись такой трапезы, тебе следовало бы сделаться смиреннее всех и уподобиться ангелам, а ты сделался жестокосерднее всех»4.
Далее Иоанн Златоуст разъясняет истинный смысл Великого поста. Он говорит, что «в древности многие приступали к Святым Тайнам без разбора. Заметив вред, какой происходит от небрежного причащения, отцы назначили сорок дней поста для молитв, слушания слова Божия и церковных собраний, чтобы христиане, тщательно очистив себя в эти дни молитвами, милостыней, постом, всенощными бдениями, слезами, исповедью и всеми другими средствами, приступали, таким образом, с чистой совестью»5.
Подготовке к Таинству Евхаристии всегда уделялось особое внимание. Гарантом соблюдения евхаристической дисциплины и регулятором, обеспечивающим недопущение недостойных к Чаше в ранней Церкви служила система различных чинов верных припадающие, оглашенные, кающиеся и т. д.). То, что некоторые из принадлежавших к этим чинам не допускались к Евхаристии, нам демонстрирует 13-е правило I Вселенского Собора, которое гласит, что в случае смертельной опасности христианин, вне зависимости от чина, которому он принадлежал, с благословения епископа, может приобщиться Тела и Крови Христовых6.
Ограничения, касавшиеся евхаристического поста, существовали не только для мирян, но и для служителей алтаря, о чем свидетельствует 50-е правило Карфагенского Собора (419 г.), предписывающее: «Святое Таинство Алтаря да совершается людьми не евшими»7. О том, что приобщение Тела и Крови может совершаться только натощак, косвенно свидетельствует и 9-е правило свт. Никифора Исповедника, которое говорит о том, что умирающему можно преподавать Евхаристию и после вкушения пищи. То есть во время принятия этого положения евхаристический пост уже был состоявшимся правилом8.
С развитием евхаристической дисциплины был решен вопрос и о супружеском воздержании накануне участия в Евхаристии.
Этому вопросу посвящено 5-е правило Тимофея Александрийского, которое прямо запрещает супружеское общение между мужем и женой накануне Евхаристии, ссылаясь на слова апостола Павла: «не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5)9.
7-е правило Тимофея Александрийского посвящено вопросу участия в Евхаристии женщин в состоянии нечистоты, которое прямо запрещает его10.
После Крещения на Руси была воспринята византийская практика подготовки к Таинству. У митрополита Киприана (XIV в.) можно найти некоторые указания о том, как следует готовиться верующим к принятию святых Христовых Таин: «Правило монашеское ко Причастию: с великим вниманием и страхом Божиим необходимо исповедовать каждый сердечный помысл, не держать ни на кого зла, но очистившись душой и телом, соблюсти молитвенное правило, и в таком состоянии приступать к Святым Тайнам»11.
Последование ко Святому Причащению окончательно сформировалось только к XVI в. с развитием книгопечатания. Его ядро было взято из византийской церковной традиции X–XII вв. Следует отметить, что изначально оно было очень пространным и на его прочтение могло уходить несколько часов12.
Изданная в 1651 г. Следованная Псалтирь, а точнее включенное в ее состав «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа», свидетельствует о том, что подготовка к Причащению стала более строгой, основной упор делался на постановления II Вселенского Собора. Православным было рекомендовано не просто поститься неделю перед принятием великого Таинства, но еще и исключить из своего рациона масло и питьё. Пищу же разрешалось употреблять только один раз в день13.
В домонгольский период на Руси существовала практика довольно частого причащения. Это можно видеть, например, из слов киевского митрополита Иоанна II (1089 г.): «в своей «Заповеди святых отец к исповедующимся сынам и дщерям» говорит о причащении в великие праздники и во все воскресные дни Великого поста, всего насчитывая до 22 таких дней в году. То есть примерно раз в две недели»14. Практика более редкого Причастия стала появляться ближе к XIV в. Также стоит упомянуть о том, что подходить к Причастию через Исповедь на Руси стали только с XII в.
В период реформ Патриарха Никона (XVII в.) изменений в молитвенном правиле перед принятием Святых Христовых Таин не произошло. Желающие причаститься должны были руководствоваться канонником, изданном еще при Патриархе Иосифе в 1651 г.
Соблюдение семидневного поста также сохранялось вплоть до синодального периода15.
Это видно из «Учительного известия», которое впервые было напечатано в Служебниках в 1699 г.: ««Семь дней прежде да поститься».
Однако тут же идет речь о смягчении этого правила: «В нужде же три дни или един день да постятся точию и предуготовляющу себя к чинному исповеданию грехов своих»16. Данной нуждой могла являться болезнь, тяжелая работа, требующая более усиленного питания, неготовность мало воцерковленного человека к посту и молитве.
С наступлением синодального периода жизнь Русской Православной Церкви претерпела изменения. В связи с этим и отношение к подготовке к причастию стало несколько иным – были введены послабления. Теперь перед принятием Таинства верующим надлежало поститься три дня. Также была введена и определенная норма относительно частоты Причащения. Приемлемым считалось, если верующий причащался каждый пост и не чаще, чем раз в месяц. Было введено обязательное соблюдение поста перед Причастием по причине того, что многие подходили ко Святой Чаше лишь раз в году. Регулярное причащение в те времена было редким, хотя такие проповедники, как святители Тихон Задонский (XVIII в.) и Феофан Затворник (XIX в.) призывали как можно чаще приступать к принятию Тела и Крови Христовых17.
За время синодального периода также изменилось и Последование ко Святому Причащению. Теперь число молитв было сокращено до одиннадцати. Кроме того, был заменен сам канон, который начинался со слов «Виждь душе Христа закалаема», теперь он стал начинаться со слов «Хлеб живота вечнующаго»18.
При рассмотрении вопросов установления правил причащения в синодальный период следует обратить внимание на Указы Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви 1722 и 1734 гг.
Согласно их нормам, священникам запрещалось отлучать от Причастия человека, который искренне раскаялся в своих грехах.
Духовник должен был посоветовать ему подготовиться еще раз, но просто запретить приступать к Христовым Тайнам он мог только с разрешения Правящего архиерея19.
В современном документе «Об участии верных в Евхаристии», принятом на Архиерейском Соборе 2015 г., было учтено богатое историческое наследие практик подготовки к Причастию и православным христианам XXI века даны четкие ориентиры для участия в евхаристической жизни Церкви.
Источник: mepar.ru
Фото: Евгений Цапенко
1 Православная энциклопедия: Т. XVII. Евхаристия. / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2008. С. 541.
2 Дидахе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/didahe_rus
3 Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 28 на 1-е послание к Коринфянам // Т. 10. Кн. 1. Репринтное издание: СПб., 1905. М.: Радонеж, 2004. С. 272.
4 Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 28 на 1-е послание к Коринфянам // Т. 10. Кн.1. Репринтное издание: СПб., 1905. М.: Радонеж, 2004. С. 274.
5 Святитель Иоанн Златоуст. Против иудеев слово 3 // Т. 1. Кн. 2. Репринтное издание: СПб., 1898. М.: Православная книга, 1991. С. 674.
6 Каноны или книга правил. Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2016. С. 20. Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Канонические ответы Тимофея Александрийского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-kanonicheskie-otvety-timofeja-aleksandrijskogo/
7 Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2016. С. 108.
8 Никифор Константинопольский, исповедник. Правила святого Никифора Исповедника c толкованиями епископа Никодима (Милаша). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konstantinopolskij/pravila_svjatogo_nikifora_ispovednika_c_tolkovanijami/
9 Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Канонические ответы Ти- мофея Александрийского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-soborypravoslavnoj-cerkvi-kanonicheskie-otvety-timofeja-aleksandrijskogo/
10 Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Канонические ответы Тимофея Александрийского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-soborypravoslavnoj-cerkvi-kanonicheskie-otvety-timofeja-aleksandrijskogo/
11 Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www. odinblago.ru/golubinskiy2_2/7
12 Михаил Желтов, свящ. Формирование ядра последования ко Святому Причащению в X–XII веках в Византии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.pravoslavie.ru/82496.html
13 Иларион (Алфеев), митр. Правила подготовки к Причащению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://muromets.church.ua/pravila-podgotovki-k-prichashheniyu/
14 Иларион (Алфеев), митр. Правила подготовки к Причащению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://muromets.church.ua/pravila-podgotovki-k-prichashheniyu/
15 Зеньковский С.А. Патриарх Никон: трагедия русского раскола. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, Изд. «ДАРЪ», 2006.
16 Владимир Правдолюбов, прот. О подготовке ко Святому Причащению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/03/2016-03-31/o_podgotovke_ko_svyatomu_prichaweniyu/
17 Святитель Феофан Затворник. Письма. IV.
18 Правила подготовки к причащению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://pravoslavie.by/news/81130
19 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://pravoslavie.fm/interested/10-kanonicheskikh-postanovleniypravoslаvie.fm/interested/10-kanonicheskikh-postanovleniypravosl/
Тайная Вечеря - вкушение плодов от Древа Жизни
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Чудесное яблоко исцелило больную маму Дигори. Но обратим внимание, как оно названо: "яблоко молодости, плод вечной жизни"! Сразу вспоминаются библейские плоды Древа Жизни. И еще одна мысль, которая явно напоминает, как необходимо относится к Причащению Святых Христовых Таин: "Так случается с каждым, кто срывает плоды в неположенное время и не так, как следует".
Удивительно и четко это подходит к подготовке христианина к Причастию: в нужное время и как следует
Господь смотрит в сердце
Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Одна женщина спрашивает: "Как же получается: человек, живущий всю жизнь разгульно и во грехах, придя в храм на исповедь и покаявшись, получает полное прощение? Этак он может преднамеренно грешить, зная, что в любой момент покается и будет прощен".
Все не так просто
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|