Автор: протоиерей Аркадий Штейнберг
Бывают вопросы, которые уже содержат в себе если не ответ, то готовую схему решения. Это изначальная заданность предполагаемой (или предлагаемой) точки зрения, иногда вовсе уводящая от видения настоящего положения вещей. Чаще всего говорят что труд - это хорошо. Ответ здесь заранее ясен, потому что жизненный опыт учит нас: всякое благо создается трудом, который в любом обществе всегда приветствуется, поощряется и содержит в себе положительную оценку. Леность и праздность порицаются, ничего доброго в себе не содержат, наоборот - уничтожают и расхищают плоды чужих трудов. И вообще: надо трудиться, а не лениться - без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Закладка храма
Теперь остается подобрать нужные цитаты и доказать банальную очевидность, очередной раз стрельнуть из пушки по маленьким птичкам. И все будет до боли напоминать школьное обучение, когда кормят безвкусной мякиной и воспитывают пожизненное отвращение к преподаваемому предмету. Ну да делать нечего, будем искать цитаты.
Возьмем какую-нибудь службу преподобному отцу. Обязательно выплывет: "Приидите, празднолюбцы".1) Та-ак. Какая-то неправильная цитата попалась. Зайдем с другой стороны. Наша цель - спасение. Это главная тема нашей жизни. Спасение без веры немыслимо: без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11, 6); вера без дел мертва (Иак. 2, 20). А дела требуют труда. Значит, чтобы спастись, надо трудиться. Но вот Христос пришел в дом Марфы и Марии. Мария села у Его ног, внимая каждому слову, а Марфа стала заботиться о большом угощении, потому что Он пришел не один, а со Своими учениками, которых было, как известно, довольно много. И вот Марфа говорит: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. И что же она слышит в ответ? Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея (Лк. 10, 40-42). Оказывается, не всякий труд правилен, то есть праведен, а только тот, который угоден Богу. Таковой приносит плод, ибо приближает человека к Богу. По слову преподобного Серафима Саровского, это плод стяжания Святого Духа Божия, послушания Богу, слышания, чувствования и познания святой воли Его, творения ее и пребывания в ней. И если бы Марфа тогда, как Мария, "настроилась" на Христа, а не на себя и на выполнение своих "служебных" обязанностей, то, конечно, сидела бы также у ног Спасителя, внимая словам Его, которые суть дух и жизнь (Ин. 6, 63).
Так что же наши труды? Если они приносят нам плод духовный, если приближают нас к Богу, если исполняем ими заповедь Божию и трудимся и богатеем не в себя, а в Бога (см. Мф. 6, 19-20), - они являются для нас благословением. Даже если с виду они кажутся совершенно бессмысленными. Так, преподобный Серафим Саровский, будучи уже почтенным старцем, согбенный, с перебитым позвоночником, таскал на себе за плечами двухпудовый мешок, наполненный песком и камнями. А на вопрос, зачем он это делает, отвечал просто: "Томлю томящего меня". А если собираем здесь сокровище для себя, придет время, когда услышим нежданное: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут от тебя (Лк. 12, 20).
Но разве нельзя просто честно и добросовестно трудиться, чтобы содержать материально себя и свою семью в достойных жизненных условиях, растить детей, снабжать их всем необходимым, вместе радоваться жизни, отдыхать? Разве Бог это запрещает? Нет, конечно. Но такое самооправдание закрывает от нас истину: Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 8). Потому что земные наслаждения сами по себе, при всей своей естественной сладости, - поверхностны и не имеют вкуса правды, ибо конечны. А правда в них входит, когда, наслаждаясь, вспомним Создателя и Промыслителя нашего и возблагодарим Его (см. 1 Тим. 6, 17; 4, 4). И если придет в сердце наше умиление, забудутся тотчас все эти земные сладости, и увидим, что они - только повод для любви к Нему.
Теперь к вопросу "наказания". Когда наши прародители изгонялись из рая по причине отпадения от Бога и последующего нежелания быть с Ним, они услышали Божие определение. Еве: в болезни будешь рождать детей. Адаму: проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю. (См. Быт. 3, 16-19.) Очевидно же: тяжкие труды, которыми обречен на наказание, скорбь - это относится не только к первым людям, но и ко всему роду человеческому. Но приглядимся: только ли безысходная тяжесть рабского ярма ждет нас впереди? Или есть что-то еще? На первый взгляд логика проста: человек грешен, помышление сердца человеческого - зло от юности его (Быт. 8, 21). Потому и наказан. Труды трудны, требуют приложения сил и вызывают утомление. А бывают и непосильны, и человек может в них надорваться. И всегда его будет преследовать эта горечь жизни и ее мрачная и безвыходная перспектива… Если бы не Христос, изъявший нас из власти вечной смерти и усыновивший нас Богу - Своему Отцу. Ведь и в раю, в саду Едемском, человек должен был трудиться, чтобы возделывать его (этот сад) и хранить (Быт. 2, 15). Только труд его был не в скорбь, а в радость, и являлся желанной составляющей бытия, ибо открывал бесконечную перспективу творческой и вечной жизни, сам являясь ее дыханием. Как же теперь человек может вернуться в утраченный, потерянный рай, туда, где Бог? Встану, пойду к отцу моему (Лк. 15, 18), как блудный сын. Но никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6), - говорит Христос. Только так! Обратиться ко Христу!..
Первым, как известно, в рай вошел благоразумный разбойник. Он был рабом тяжких грехов, которые и привели его к последнему труду - тяжкому и скорбному распятию. И здесь - кто бы ожидал! - в нем вдруг ожило человеческое сострадание и желание поступить по справедливости. Он забыл про себя и вступился за Распятого рядом с ним, в общем-то, чужого ему Человека, Которого все отринули и осудили неправильно, несправедливо. И разбойник не захотел быть с осудившими, хотя это были последние мгновения его жизни, он захотел быть с Ним. Это было правдой, которая ему стала в итоге его жизни дороже всего. И он вступился за Сына Человеческого, и вдруг почувствовал эту правду дальше, и принял ее. Это была правда его наказания: "достойное по делам нашим приняли". За ней открылась истина: в безвинно Осужденном он узнал своего Господа и Спасителя и смиренно, как раб перед Царем, попросил: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое". И это смирение, которому он вот здесь и сейчас, вися в смертельной безысходности, научился у Христа ("возьмите иго Мое и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" - Мф 11:29), удостоило его Божественного ответа: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк 23:40-43). И этими словами неотвратимая и тяжкая смерть была разрушена в своем средоточии: этот человек теперь не узник ожидавшего его ада, он прощен и принят Христом в свои Богу (Еф 2:19). Он теперь будет с Ним всегда, там, где правда живет. И все остальное, временное, земное, нужно дотерпеть, невзирая на боль и предстоящий конец - перебитые голени, задыхающееся тело и самую смерть, - потому что все это уничтожено надеждой, которая не постыжает (см. Рим 5:5): "ныне буду с Ним в раю!" Он поверил Господу, и эта вера вменилась ему в праведность (см. Быт 15:6).
И с нами в жизни бывает точно так же. Если мы обременены безысходными, опустошающими и, кажется, бессмысленными трудами (тяжкой болезнью, например), надо увидеть в них не просто наказание за грехи. Надо увидеть и признать в них правду - "достойное по делам приемлю", - смириться и принять как необходимый труд для своего спасения, как данный тебе крест, покаяться и обратиться ко Христу. Чтобы затем и потрудиться ради Него, и последовать за Ним (см. Мф. 16, 24). А труд, ради Христа творимый, приносит в душу благодать Святого Духа и претворяет его в сокровище, собираемое на небесах. И такой труженик начинает и ценить, и любить свой труд, начинает служить и трудиться, и работать Христу, сказавшему: Где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). И какое же это наказание? Это рука, протянутая тебе с Небес, это твое спасение!
Поэтому раньше благочестивые христиане говорили вполне всерьез по поводу приключавшихся им скорбей и болезней: "Бог посетил меня".
И последнее. Есть одна коллизия, мимо которой не пройти. Это не вынужденные, а добровольные труды ради Бога, приносимые Ему, которые почему-то "не получаются". Постоянный пример перед глазами - наши молитвенные правила. Тут не поможет ложное смирение: "не получается, и не надо". Не получается, как ты хочешь, чтобы получалось. А получается, не как ты хочешь. Приходиться смиряться и терпеть, и приносить Богу не молитвы, но труды по поводу молитв. Вот эти-то терпеливые труды (см. Лк 8:15) и являются плодом драгоценным, на них Господь призирает и им внимает как самым сердечным молитвам. Ибо в них правда труда и терпеливого смирения.
1) "Празднолюбцы" - любящие праздники Божии; когда празднуют, радуются Богу, а не пребывают в унылой праздности.
Протоиерей Аркадий Штейнберг,
настоятель Преображенской церкви пос. Нудоль
Фото: Евгений Цапенко
О четвертой заповеди Автор: протоиерей Борис Балашов Суббота - время, когда люди должны отойти от обычных будничных дел. В ветхозаветные времена этот день напоминал евреям об освобождении от египетского рабства и изнурительного рабского труда и обещал успокоение от зла и греха земного мира в будущем Царстве Мессии. Суббота - это не только праздничный седьмой день недели в древнем Израиле. Были и субботние года, когда нельзя было засевать и обрабатывать землю. Таким образом, закон о субботе касался не только человека и скота, но и самой земли.
Усилие Автор: Протоиерей Игорь Гагарин "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12). В связи с этими словами вспоминаю рассказ одного знакомого о том жизненном уроке, который получил он в юности.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|