Автор: протоиерей Борис Балашов
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.
Задача истинной религии - восстановление той связи человека с Богом, которая оказалась разрушена грехопадением. Но как это возможно? Начнем немного издалека. Общаясь, взаимодействуя друг с другом, люди выстраивают некие взаимные связи между собой. Рассматривая некоторые ситуации из нашего повседневного общения, мы, по аналогии, можем понять многое и в том, как созидаются отношения человека с Богом.
Возьмем, к примеру, обычную дружную семью. Если мама любит своего ребенка, то у нее есть здоровая потребность не только мыть, кормить и одевать свое чадо, но и общаться с ним, разговаривать, играть, делать какие-то общие дела.
У детей, вышедших из младенческого возраста, возникает потребность общения со своими друзьями, с теми, кого любят и кто им дорог. Они разговаривают, встречаются, общаются, бывают друг у друга в гостях.
Если взрослые юноша и девушка полюбили друг друга, они стремятся как можно больше разговаривать друг с другом, бывать вместе. При этом они могут быть заняты работой или учебой, но, тем не менее, стремятся и, действительно, даже при большой занятости находят время для общения лично, а если это невозможно, то по телефону. И никого это не удивляет.
Бог хочет пребывать с человеком - Своим образом - во взаимном доверии, дружбе и любви. Когда человек отвечает сердцем на этот призыв, рождается живая вера с ответной любовью, та живая связь, которая соединяет человека с Богом и ведет его к спасению от греха и смерти. Для того, чтобы эти отношения веры были живыми и спасительными, их нужно постоянно поддерживать. Поэтому четвертая заповедь Божия, данная нам, звучит так: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему (Исх. 20, 8-10).
Суббота - время, когда люди должны отойти от обычных будничных дел. В ветхозаветные времена этот день напоминал евреям об освобождении от египетского рабства и изнурительного рабского труда и обещал успокоение от зла и греха земного мира в будущем Царстве Мессии. Суббота - это не только праздничный седьмой день недели в древнем Израиле. Были и субботние года, когда нельзя было засевать и обрабатывать землю. Таким образом, закон о субботе касался не только человека и скота, но и самой земли. Кроме напоминания о том, что наш видимый мир и сама земля в райском состоянии созданы Богом для того, чтобы на этой земле мог жить человек, заповедь о субботе содержала в себе и некоторое пророчество, что в конце времен наш мир будет преобразован Богом в подобие райского мира - Небесного Царства Божиего. Таким образом, суббота - это понятие, определяющее не только день недели, но и время жизни, посвященное Богу.
Заповеди на Синае давал Тот Самый Бог, Который более двух тысяч лет назад стал Человеком на земле. Он - Богочеловек Иисус Христос - в Своей Евангельской проповеди раскрыл подлинный смысл Своих заповедей. Так, евреи времен жизни Спасителя стали думать, что смысл субботы - в отдыхе и покое от обычной работы и всяких дел. Иисус Христос же собственным примером показал, что это не так. Именно в субботы Господь творил множество чудес. Он сказал: Можно в субботы делать добро (Мф. 12, 12).
Суббота - время, посвященное Богу: молитве, общению с Ним в храме, чтению Священного Писания и усиленному совершению добрых дел, когда человеческая душа должна обретать духовный мир и покой. Это время духовного укрепления и обновления людей в земной жизни.
Как заповедь о времени, посвященном Богу, отражается в жизни православного христианина?
Во-первых, один день недели в Христовой Церкви с первого века ее существования посвящен молитвенному воспоминанию и празднованию Пасхи. Это событие - победа Жизни Христовой над грехом и смертью - вершина и смысл спасительного подвига Иисуса Христа. В этот день христиане стараются участвовать в совершении Божественной Литургии, а через это - духовно принимать участие в Тайной Вечере и причащаться Тела и Крови Христовых, насыщать свою душу Небесным Хлебом - Христом.
Такое духовное прикосновение к еженедельному празднованию Воскресения Христова в воскресный день укрепляет душу на трудном жизненном пути. Это глоток чистого и живительного воздуха в затхлой духовной атмосфере мира, зараженного грехом.
Время, посвященное Богу, - это и великие праздники: в первую очередь Пасха и праздники двунадесятые.
Фото: Наталья Куликова
Первая заповедь Автор: Протоиерей Борис Балашов Ранее мы говорили о том, какое значение имеют для человека десять заповедей, данных нам Богом. Сегодня побеседуем о первой заповеди
Вторая заповедь Автор: Протоиерей Борис Балашов Место Истинного Бога в жизни как всего народа, так и отдельного человека, может занять кто-то другой или что-то другое. Поэтому вторая заповедь, данная Богом на все времена, звучит так: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20, 4-5). Кумир - это ложный, не настоящий бог. Более трех тысячелетий прошло с того времени, когда на Синайской горе раздавались слова Господа, открывавшего Свой нравственный закон людям. Однако слово "кумир" звучит и в нашем двадцать первом веке современно и актуально. Кумирами открыто называют артистов, спортсменов, футбольные или хоккейные команды…
Третья заповедь: "Не произноси имени Бога твоего напрасно" Автор: Протоиерей Борис Балашов Серьезное и уважительное отношение к человеческому имени показывает то, как мы относимся к самому этому человеку, как мы его любим, ценим и уважаем. Ведь наши личностные отношения друг с другом вырастают из наших поступков, слов и мыслей. Если это так в человеческих отношениях, то, в определенной степени, это можно применить и к нашим отношениям с Божественной Личностью Творца мира
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|