Автор: Протоиерей Борис Балашов
Богочеловек Иисус Христос совершает спасение мира Своей Крестной смертью и Воскресением. Наше личное спасение мы воспринимаем в Его Святой Православной Церкви через наше духовное обновление и соединение со Христом нашей души и всей нашей жизнью. Именно Причащение является той личной встречей с Воскресшим Спасителем, с Пасхой Христовой, когда жизненные силы Воскресшего Христа укрепляют нашу ослабевшую духовную жизнь. Как переливание крови здорового человека несет жизнь изнемогающему от болезней, так принятие Тела и Крови Христовой оживляет душу, тело и всю жизнь православного христианина.
Таковое общение с Сыном Божиим было установлено и предусмотрено уже в первоначальном райском мире.
Сотворенный Богом человек жил в раю, который на языке Библии назван садом Едемским. Он утолял свой телесный голод теми плодами, которые там произрастали.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Быт. 2, 9). Вкушая этих плодов дерева жизни, человек мог жить вечно в полном цвете сил и душевном мире. Однако произошло грехопадение, и люди вместе с райским состоянием потеряли и рай.
Накануне Великого Поста в неделю сыропустную Православной Церковью воспоминается величайшая трагедия - Адамово изгнание из рая в результате грехопадения. В богослужении с разных сторон осмысляется это событие, описанное в последних стихах третьей главы книги Бытия: И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3, 22-24)
Смысл слов Божиих следует понимать так: "Вот Адам помышляет стать как один из Нас и желает простереть руку свою к древу жизни и жить вечно".
Смерть ограничивает развитие греха и порока. Если же снять это ограничение, то грех и зло разовьются на земле безмерно. Грех и зло не должны иметь вечного существования. Адам лишился рая не добровольно. Поскольку он по своей воле потерял райское состояние, то по воле Божией он лишается и рая. Теперь между человеком и Богом лежит сфера "обитания" Ангелов, поставивших преграду между человеком и Раем.
"Пламенный меч обращающийся" - между человеком и Богом по причине грехопадения возникла огненная преграда, т.е. совершенно недоступная для согрешившего человека таинственная сфера, куда он не может проникнуть, иначе же погибнет.
Постараемся с помощью анализа богослужебных текстов решить два вопроса: что такое райское "древо жизни" и до каких пор будет существовать эта огненная преграда, заградившая человеку путь в Рай и к "древу жизни"?
Скорбь согрешившего человека о потере Рая и "древа жизни" ярко выражена в стихире на "Господи воззвах" недели сыропустной: "Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену, увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но, о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся; ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых, милостиве Щедрый, вопию Ти: помилуй мя, падшаго".
Здесь выражена великая скорбь о потере величайшего счастья - блаженства наслаждения жизнью в райском мире, потеря непосредственного созерцания и общения с Богом. Но за этим звучит мотив надежды на окончание такого удаления от Бога: "помилуй мя падшаго".
В предрождественские дни в храмах поется и читается тропарь предпразднства Рождества Христова: "Готовися, Вифлееме, отверзися всем Едеме, красуйся Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы, рай бо Оная чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ".
В этом тропаре в поэтических образах Неба и земли говорится о подготовке мира к явлению в нем Бога. Вифлеем, или иначе Евфрафа, - маленький городок в восьми километрах от Иерусалима, родина царя Давида, которому было обещано Богом рождение от него потомства: Мессии - Христа. На этот город указывал и пророк Михей как на место рождения Спасителя (см. Мих. 5, 2).
Но в этом же тропаре говорится и о Едеме, о котором сказано во второй главе Бытия: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8). То, к чему должен готовиться Вифлеем, заставит открыться и затворенный Едем-Рай.
Что же за событие всемирного значения должно произойти в Вифлееме, в хлеву - пещере для скота, - который и назван-то вертепом? Так вот, в этом невзрачном и бесславном месте процветет от Девы Древо Живота, то есть Древо Жизни. А единственный случай девственного рождения в истории человечества - это рождение Иисуса Христа от Девы Марии в Вифлеемской пещере, Сына Божиего, ставшего в утробе Пресвятой Богородицы Сыном Человеческим. Таким образом, Древом Жизни Православная Церковь называет Сына Божиего.
Девическое чрево явилось духовным (мысленным) раем. И в этом Едеме райский сад, в нем произрастают плоды, от вкушения которых мы обретем бессмертную жизнь - "не якоже Адам умрем".
В тропаре ясно называется цель Боговоплощения: "Христос раждается прежде падший возставить образ", - человека, который является хоть и согрешившим, впадшим в грех, но все же образом Божиим. И вот этот-то образ и приходит поднять на достойную высоту и восстановить в подобающей ему красоте Божий Сын, называемый в Евангелии "Словом" или "Логосом" (см. Ин. 1, 1).
Еще конкретнее на поставленные нами вопросы отвечает первая рождественская вечерняя стихира "на Господи воззвах": "Приидите возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное oружие плещи дает, и Херувим отступает от древа жизни и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради. Неизменный бо образ Oтечь, образ присносущия Eго, зрак раба приемлет, от неискусобрачныя Матере прошед, не преложение претерпев: еже бо бе, пребысть Бог сый истинен: и eже не бе прият, человек быв человеколюбия ради, Тому возопиим: рождейся от Девы Боже, помилуй нас".
Переводим эту стихиру на русский язык для лучшего понимания ее смысла: "Придите, будем радоваться о Господе, изъясняя настоящую тайну. Отделявшая нас от Бога преграда разрушена, огненный меч отступает, Херувим удаляется от древа жизни, и я причащаюсь райской пищи, от которой был изгнан за непослушание. Неизменный Образ Отца, отражение вечности Его, принимает вид раба, родившись от не знающей брака Матери, не потерпев изменения. Он остался, чем Был - Богом истинным, из любви к людям ставшим человеком, принял то, чем не был. Восклицаем Ему: Господи, родившийся от Девы, помилуй нас".
Здесь средостение - стена, разделяющая два разных владения, в нашем случае две среды: мира Божией славы и мира людей, искаженного грехом; градеж - ограда, забор.
Таким образом рождественская стихира утверждает, что воплощением Божиего Сына разрушается и устраняется преграда, отделявшая нас от Бога, ведь Сам Бог стал человеком, соединив в Себе Самом Мир Небесной Славы и мир земной. Огненный меч отступает - открыт вход в райский мир. Более того, Херувим удаляется от райского древа жизни. И громоподобно возглашается последствие этих событий: "и я причащаюсь райской жизни, от которой был изгнан за непослушание". Так вот, мы теперь знаем, что такое Древо Жизни - это Сам Богочеловек, соединяющийся с нами в Таинстве Причащения и входящий в нашу жизнь для нашего благодатного преображения.
В стихире недели сыропустной мы слышим скорбь согрешившего человека: "О раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя". Теперь дается возможность не только личной встречи, но и глубочайшего соединения с Творцом ради восстановления падшего образа - человека - в его первоначальном назначении. Как Пресвятая Дева вместила в Себя мысленный (духовный) рай, так раем теперь может и должен стать внутренний мир человека-христианина.
Сын Божий рождается от Девы, не знающей брака Матери, при этом Он никак не изменяется - "не претерпев изменения", ведь Бог как совершеннейшее Существо неизменен по Своей природе. По любви становясь Человеком, Он принимает "то, чем не был", то есть человеческую природу. Но обе природы во Христе сохраняют свои природные свойства. Как говорится в догмате о воплощении Сына Божия, в Нем две природы соединились неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Эта истина наглядно выражается в православном перстосложении для совершения крестного знамения. Безымянный палец и мизинец соединяются вместе, но каждый палец, повторяя общее движение согнутости, остается самим собой.
В своей замечательной сказке "Племянник чародея" английский писатель Клайв Льюис приводит фантастический пример с удивительным деревом, которое приносит благоухающие яблоки, обладающие удивительными свойствами. Мальчик Дигори по совету льва Аслана, являющегося художественным образом, духовно символизирующим Богочеловека Иисуса Христа - Творца и Искупителя мира, попадает в удивительный сад, но вслед за ним туда проникает и злая колдунья. Мальчику нужны живительные яблоки, чтобы спасти умирающую мать. Он должен сорвать одно яблоко, но не для себя. Обратимся к тексту сказки Клайва Льюиса:
"Вокруг стояла тишина, даже фонтан, бьющий в центре сада, журчал совсем слабо. Дигори чувствовал все тот же дивный запах. Казалось, это было место, где жило счастье, но не было беззаботности. Нужное дерево он сразу узнал: во-первых, оно росло в самой середине сада, а во-вторых, было сплошь увешано большими серебряными яблоками. Яблоки отбрасывали блики, игравшие на траве, особенно яркие там, куда не попадало солнце. Пройдя прямо к дереву, он сорвал яблоко и положил его в нагрудный карман своей школьной курточки. Однако он не удержался и сначала осмотрел яблоко, а потом и понюхал его. Сделал он это совершенно напрасно. Ему немедленно показалось, что он умирает от голода и жажды, и жутко захотелось попробовать яблоко. Он быстро запихал его в карман, но на дереве сияли еще сотни других. "Почему нельзя было попробовать хоть одно? В конце концов, - думал он, - надпись на воротах - не обязательно приказ. Наверное, это просто совет. А кто слушается советов? И даже если надпись - приказ, разве он нарушит его, если съест яблоко? Он ведь уже сорвал одно для других".
Размышляя таким образом, он поглядел наверх, сквозь ветки дерева. На ветке прямо у него над головой тихо сидела поразительной красоты птица, казавшаяся почти спящей. Во всяком случае, только один глаз у нее был приоткрыт, да и то слегка. Размером она была с крупного орла: желтогрудая, красноголовая, с фиолетовым хвостом.
"Вот каким осторожным надо быть в этих волшебных местах, - рассказывал потом Дигори. - Никогда не знаешь, кто за тобой может подсматривать". Впрочем, мне кажется, что Дигори все равно бы не сорвал яблока для себя. В те времена всякие истины вроде "не укради" вбивали в головы мальчикам куда настойчивей, чем сейчас. Хотя, кто знает...
Дигори уже поворачивался, чтобы вернуться к воротам, когда вдруг обнаружил, порядком перепугавшись, что он тут не один. В нескольких шагах от мальчика стояла ведьма-королева, только что швырнувшая на землю огрызок яблока. Губы у нее были перемазаны соком, почему-то очень темным. Дигори сразу сообразил, что колдунья, вероятно, перелезла через стену, и начал смутно понимать последнюю строчку, насчет утоленной страсти и обретенной муки. Дело в том, что ведьма стояла с гордым, сильным, даже торжествующим видом, но лицо ее было мертвенно белым, словно соль.
Эта мысль заняла всего один миг, и Дигори тут же рванулся к воротам, а ведьма кинулась вслед. Ворота сразу закрылись за ним, но он обогнал королеву не намного…
- Глупый мальчишка, - сказала ведьма. - Куда ты бежишь? Я тебе зла не сделаю. Если ты не остановишься, чтобы выслушать меня, то сильно потом пожалеешь. От тебя ускользнет неслыханное счастье.
- Слушать не хочу, - отвечал Дигори, - благодарю покорно.
Однако он все-таки остался стоять.
- Я о твоем поручении знаю, - продолжала ведьма. - Это я вчера пряталась в кустах и слышала все ваши разговоры. Ты сорвал яблоко, спрятал в карман и теперь отнесешь льву, чтобы он его съел. Простак, простак! Ты знаешь, что это за яблоко? Я тебе скажу. Это же яблоко молодости, плод вечной жизни! Я знаю, ибо я его отведала, и теперь чувствую, что никогда не состарюсь и не умру. Съешь его, мальчик, съешь, и мы оба будем жить вечно, и станем королем и королевой здешнего мира - а если захочешь вернуться в свой, - так твоего".
Мальчик Дигори выдержал все искушения и честно выполнил поручение льва Аслана. Вернемся снова к тексту сказки и передадим разговор Аслана с детьми, среди которых находится и Дигори:
"Вдруг Аслан, сверкнув золотой гривой, повернулся к детям, застав их за перешептыванием и переглядыванием.
- В чем дело, дети?
- Ой... Аслан... сэр... - Дигори густо покраснел. - Я забыл вам сказать. Ведьма съела одно такое яблоко. Такое же, как я посадил. - Он замялся, и Полли договорила за него, потому что меньше, чем Дигори, боялась показаться глупой.
- Мы подумали, Аслан, что она (т.е. колдунья - прот. Б. Б.), наверное, теперь не испугается запаха дерева.
- Почему ты так думаешь, дочь Евы?
- Она же одно съела.
- Дитя, - отвечал лев, - вот почему она и будет теперь страшиться остальных плодов этого дерева. Так случается с каждым, кто срывает плоды в неположенное время и не так, как следует. Плод кажется им вкусным, но потом они всю жизнь жалеют.
- Вот как, - сказала Полли. - Наверно, раз она его как-то не так сорвала, то оно на нее и не подействует. В смысле, она не будет вечно молодой и все такое?
- Увы, - покачал головой Аслан, - будет. Любая вещь поступает согласно своей природе. Она утолила желание сердца, ваша ведьма. Словно богиня, она будет обладать неистощимой силой и вечной жизнью. Но что есть вечная жизнь для этого сердца? Это лишь вечные беды, и она уже чувствует это. Каждый получает, что хочет, но не каждый радуется этому.
- Я... я сам чуть не съел одно, - сказал Дигори. - Я бы тогда тоже...
- Да, дитя мое. Плод непременно дает бессмертие и силу, но никогда не дает счастья, если его сорвали по собственной воле… Ведь колдунья еще что-то уговаривала тебя сделать, правда?
- Да, Аслан. Она подбивала меня взять яблоко для мамы.
- И оно бы исцелило ее, только ни ты, ни она не были бы этому рады.
Пришел бы день, когда вы оба вспомнили бы об этом яблоке и сказали, что лучше бы твоей маме было умереть, чем получить такое исцеление.
Дигори молчал. Его душили слезы. Он думал, что ему уже не спасти маму, однако верил льву, и знал теперь, что есть на свете вещи пострашнее смерти. Но Аслан заговорил снова, на этот раз - почти шепотом.
- Вот что случилось бы, дитя, если бы ты украл яблоко. Но ты устоял, и теперь случится другое. То, что я дам тебе, принесет вам радость. В твоем мире оно не даст вечной жизни, но исцелит твою маму. Ступай, сорви яблоко.
Дигори на секунду остолбенел, словно весь мир на его глазах перевернулся. Медленно, как во сне, он направился к дереву, под одобрительные возгласы королевской четы и всех созданий. Сорвав яблоко, он сунул его в карман и вернулся к Аслану".
Чудесное яблоко исцелило больную маму Дигори. Но обратим внимание, как оно названо: "яблоко молодости, плод вечной жизни"! Сразу вспоминаются библейские плоды Древа Жизни. И еще одна мысль, которая явно напоминает, как необходимо относиться к Причащению Святых Христовых Таин: "Так случается с каждым, кто срывает плоды в неположенное время и не так, как следует".
Удивительно и четко это подходит к подготовке христианина к Причастию: в нужное время и как следует. Собственно говоря, это относится к очень многим делам, которые мы совершаем: вовремя и как нужно. Тут поневоле вспоминается и несчастный Иуда, который недостойно причастился, после чего в него вошел сатана, что привело в итоге к самоубийству.
Итак, Причащение - это вкушение райских плодов Древа Жизни - Тела и Крови Иисуса Христа. Оно несет нам мир душевный и вечную жизнь, начинающуюся на земле и раскрывающую в Небесном Царстве, то есть и воскресение нашего тела после Второго Пришествия Христа. Но приступать к этому Причащению нужно с верой и христианской подготовкой, то есть как следует.
Тайная Вечеря в жизни православного христианина
Что такое покаяние и зачем нужна исповедь? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|