Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг
Последние дни жизни Господа нашего Иисуса Христа… Его последние слова, последние поучения, последние поступки, притчи, Его страдания и Крестная смерть, проявления Его бесконечной и неоскудевающей, всепрощающей и всепобеждающей любви к роду человеческому, любви, вземляющей на себя грехи мира и страдающей для его спасения. В Страстной cедмице как бы сконцентрировалась вся земная жизнь Спасителя, весь Его путь от Вифлеема до Голгофы.
Но Он для того и пришел, чтобы совершить дело, на которое послан был Своим Отцом Небесным, дело спасения мира - чтобы уверовавшие в Него вошли в Вечную Жизнь Христову, ибо Он есть истинный Свет, пришедший в мир, чтобы уверовавшие в Него уже не пребывали во тьме, но имели Жизнь Вечную.
И мы, входя в эти святые и поистине великие дни воспоминания Страстей Господних, участвуя в богослужениях Его Церкви - чад Божиих, собранных воедино, - слышим и переживаем силу правды этих великих событий, предельно простых и непостижимых, очищаемся и освящаемся этим участием в страданиях и смерти Богочеловека Иисуса Христа, в погребении Его, в благодатной тишине Великой Субботы, чтобы войти с Ним в неописуемую минуту славного и всесвятого Воскресения Его, ибо в Нем и мы, и весь мир воскрес из мертвых.
Но к этому пасхальному ликованию мы восходим с Ним, как по ступеням, днями Страстной cедмицы. Вот Господь торжественно вошел в Иерусалим, и казалось, что весь мир идет за Ним, и весь город вышел встречать Его, воскресившего четверодневного Лазаря. И постилали на Его пути пальмовые ветви и одежды свои, и младенцы в храме кричали: "Осанна Сыну Давидову!" А сегодня...
Великий Понедельник. Все не так безоблачно. Торгующие изгоняются из храма. Мир приемлет благодеяния, любит свое, но не любит правды, не любит света, ибо дела его злы. Мир не любит Христа. Проклята смоковница, не приносящая своих плодов. Не приносит плодов фарисейская синагога, не будет от нее плода вовек, усыхает она до корня. Оставляется дом их пуст, когда завеса во Святая Святых при смерти Спасителя разодралась надвое сверху донизу, и Дух Святой оставляет святилище.
Великий Вторник. Господь каждый день в храме. Притчами о злых виноградарях-убийцах, о двух сыновьях, о брачном пире он обличает фарисеев и начальников иудейских, искушающих Его своими лукавыми вопросами, чтобы найти что-нибудь для обвинения Его и погубить. "Позволительно ли давать подать кесарю?.. Кем будет в воскресении жена семи братьев?.." Ничего не выходит. "Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу… не знаете Писания, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни замуж не выходят, но пребывают как ангелы…" Срам!.. Наконец, "какая большая заповедь в Законе?" - "Любить Бога. Всем сердцем, всем разумением, всей крепостию своей, всей душою своею, и ближнего, как самого себя. - Истинно, Учитель, это больше всех приношений и жертв!.." И никто больше не смеет вопрошать Его. Он не оставляет незамеченными две лепты вдовицы, обличает книжников и фарисеев - "Горе вам…", пророчествует на горе Елеонской о гибели Иерусалима и храма, о кончине мира и о Своем Втором Пришествии, заключая свое слово поучением об общем воскресении и Страшном Суде.
Великая Среда. Иуда-предатель и блудница, помазавшая ноги Господа драгоценным миром, омывшая их слезами и отершая власами главы своей. Апостол-вор, лицемерно заботящийся о нищих: "Зачем трата мирная сия? Это миро могло быть продано за триста динариев и дано нищим. - Нищих всегда имеете, Меня же не всегда. Она приготовила тело Мое к погребению". И во всем мире, где проповедано Евангелие, помнится теперь то, что она сделала. Иуда же тем временем идет на совет нечестивых иудеев, постановивших взять Иисуса хитростью и убить, только не при народе, чтобы не было возмущения. И предает им своего Учителя и Мессию. "Что вы дадите мне, и я предам вам Его?" - Тридцать сребреников. И взял их Иуда.
Великий Четверг. Тайная Вечеря. Пасхальная ветхозаветная трапеза переходит в новозаветную. Христос умывает ноги Своим ученикам, давая нам пример служения друг другу. Устанавливает спасительное таинство Хлеба и Вина - Его Тела и Крови - и причащает ими Своих учеников, завещая им творить сие в Его воспоминание. Ибо Тело Его, за нас ломимое, и Кровь Его, за нас изливаемая, во оставление наших грехов, есть истинные пища и питие, дающие вкушающим Жизнь и Христа, в них пребывающего, к Нему приобщающих. Начинается прощальная беседа с учениками. Господь говорит о Своем предании в руки беззаконных, осуждении и смерти, и последующем тридневном воскресении. Петр же и прочие апостолы клянутся, что не отрекутся от Него, даже до смерти, но он предсказывает Петру в эту ночь троекратное отречение от Него до крика петухов. Они приближаются к горе Елеонской. Наступает...
Великая Пятница. Страстей. Господь завещает Своим ученикам Царство и открывает им грядущее сошествие Святого Духа. Приходят в Гефсиманский сад. Ночь. Ученики не в силах бороться со сном и засыпают. Иисус просит ближайших к Нему апостолов Петра, Иакова и Иоанна пободрствовать и помолиться с Ним. Он, предчувствуя приближающуюся развязку, ужасается и тоскует, Его душа скорбит смертельно. Он молится до кровавого пота о чаше приближающихся страданий, чтобы, если возможно, не пить ее, но отказывается от Своей воли, дабы исполнить волю Отчую, Своим послушанием по любви к Отцу, простершимся до Крестной смерти, исцеляя наше греховное непослушание и отпадение от Бога, исцеляя прародительский грех. Апостолы спят. Он трижды возвращается и будит их, но это бесполезно, очи их смежены сном. Ангел с неба укрепляет Его.
Всё. Наступает власть тьмы. Приходит Иуда и с ним множество народа с мечами и кольями. Несчастный целованием предает Сына Человеческого. Ученики разбегаются, Он остается один. На Него возлагают руки и ведут к архиереям. Лжесвидетели обвиняют Его, но достаточных для осуждения показаний нет. На все обвинения Он ничего не отвечает. Наконец, на вопрос: "Заклинаю Тебя Богом живым, Ты ли Христос, Сын Божий?" - отвечает: "Ты сказал". Первосвященник раздирает одежды свои и восклицает: "Вы слышали богохульство?! Как вам кажется? - Повинен смерти!" Ну наконец-то… И тогда стали бить Его, и плевать на Него, и издеваться: "Скажи нам, Христос, кто ударил Тебя?" Петр же в это время грелся во дворе у огня и действительно успел трижды отречься, еще и с клятвою и божбой, что не знает Человека Сего, и тотчас запел петух. Петр, выйдя вон, заплакал горько.
Наутро же все первосвященники и книжники, и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти. И предали Его суду Пилата. Иуда, видев, что Он осужден, бросил в храме свои сребреники, пошел и удавился. Пилат же, дивясь молчанию и ответам Иисуса, хотел отпустить Его на праздник по обычаю, не находя в Нем никакой вины, зная, что предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить отпустить им убийцу Варраву, а Иисуса осудить на распятие. Пилат умывает руки перед народом - "неповинен я в крови Праведника Сего. - Кровь Его на нас и на наших детях", - отвечают безумные иудеи. Варрава отпущен, а Христос предан на распятие, сопричтенный злодеям.
Тогда воины, сплетши венец из терна, возлагают на Него, в руки дают трость, одевают в ложную багряницу, изображая одеяние царское, и, издеваясь, кланяются Ему: "Радуйся, Царю Иудейский!" - после чего начинают бить Его тростью по голове, по терновому "венцу-короне". Шипы впиваются в голову, по лицу течет кровь, но этого мало… Его привязывают к столбу и бичуют так, что все тело Его становится истерзанным. Наконец, возлагают на Него крест и ведут на место распятия, на Голгофу. И распинают между двумя разбойниками, а Он молится о Своих распинателях: "Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят". А вокруг улюлюкают распинатели: "Других спасал, Себя ли не может спасти? Если Ты Сын Божий, сойди со креста, и уверуем в Тебя!" Где-то подобное уже слышалось: "Все царства мира будут Твоими, если, падши, поклонишься мне". Так что цена этих слов отца лжи известна. Не за тем пришел Христос, чтобы стать царем и быть провозглашенным Мессией, но чтобы послужить нашему спасению и отдать душу Свою во искупление многих, претерпев все до конца, и исцелить в Себе Самом испорченное грехом падшее человеческое естество. И вот благоразумный разбойник заступается за Него, увещевая второго: "Или ты Бога не боишься, когда осужден на то же? И мы достойное по делам нашим получили, а Он не сделал никакого зла! - и обратившись ко Христу. - Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем". И слышит: "Ныне со Мною будешь в раю".
И вот померкло солнце, и наступила тьма по всей земле. "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил!" И когда умирающего на кресте Христа напоили уксусом, смешанным с желчью, Он воскликнул: "Совершилось!" - и, преклонив главу, предал дух. И земля сотряслась, и камни распались, и сотник Лонгин исповедал: "Воистину Он был Сын Божий". И пришедшие Иосиф с Никодимом сняли Его тело с Креста и, обмыв смирною с алое и обвив плащаницею, положили в новом гробе (пещере), и, привалив большой камень, удалились. А в наших храмах выносится украшенная цветами плащаница Спасителя и полагается посреди храма. Христос во гробе. Наступает...
Великая Суббота. Утром первосвященники поставили у гроба стражу и приложили к камню печать, дабы "ученики Его, придя ночью, не сказали народу - воскрес из мертвых". Ученики же Его оставались в покое по заповеди, ибо был великий день - та пасхальная суббота, в который Сын Божий упокоился от всех дел Своих на земле. Душою же сойдя во ад, разрушил его, разрушил всю державу вражию и вывел оттуда во Царствие Свое души всех ожидавших Его, от прародителей до последних.
А в наших храмах заканчивается служба Великой Субботы, наступает ее ни с чем не сравнимая тишина, храмы переоблачаются из черного великопостного в красное пасхальное облачение. Все готовятся к ночной пасхальной службе с крестным ходом. Но вот приготовления закончены, куличи и пасхи уже освящены, все уходят на краткий отдых. Остается тишина. "Сия есть благословенная суббота, в ней же Христос, уснув, воскреснет тридневен". Завершается Великий пост. Завершается Страстная седмица.
Протоиерей Аркадий Штейнберг, настоятель Преображенского храма в пос. Нудоль
Фото: Татьяна Сазонова
Страстная седмица
Пост Страстной седмицы Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|