Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Очень многие люди не становятся христианами не потому, что их что-то в христианстве не устраивает, а потому, что тот образ жизни, который они ведут, с христианством не совместим. Такие люди с готовностью согласятся, что путь, указанный Христом, - действительно прекрасен и спасителен, но они давно идут путем другим и не видят возможности свернуть. Они привыкли жить той жизнью, которой живут. У них сформировались привязанности, склонности, пороки и страсти, от которых они бы и рады освободиться, но не могут и не верят, что смогут.
Хорошо тем, у кого подобных проблем нет. Но вот говоришь с человеком, он слушает, верит, а потом, вздохнув, признается: "Все это хорошо, но не для меня. Я уже настолько грешен…"
Так одна из работниц "общепита" признается: "Ну не смогу я, батюшка, не носить с работы продукты. Все несут, а я как?" А мужчина, с юных лет находивший главную радость в любовных похождениях и понявший, наконец, их греховность, с болью восклицает: "Ну не смогу я, батюшка, не изменять жене!" И так часто приходится слышать это безысходное, но правдивое: "Не смогу…" "Не смогу быть трезвым… Не смогу быть совершенно честным… Не смогу быть целомудренным… Не смогу… Не смогу… Не смогу…"
Как помочь этим людям? Тот, кто не может, пусть спросит себя: а хочет ли? Если не может и не хочет, то он действительно потерян для Царства Небесного, во всяком случае, до тех пор, пока не захочет.
Однако часто человек очень даже хочет не впадать в грех, не поддаваться страсти, не предаваться пороку, но нет у него сил бороться и победить. И даже то, что "невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18, 27), не очень укрепляет его, потому что не только сам боролся, но и молился, и просил помощи Божией - и все безуспешно: страсть снова и снова берет верх, и каждое новое падение повергает в еще большее уныние. А потому: "Не могу я, батюшка, удержаться от греха, а значит, не могу и быть христианином".
Действительно, назвать себя христианином и продолжать грешить не только безнравственно, но и опасно: ничто так не разрушает человека. Лицемерие, к которому привыкает человек, в этом случае отвратительнее любого иного греха. Недаром Господь был куда более суров к фарисеям, нежели к мытарям и блудницам. Если человек привыкает к такой жизни и живет ею с легким сердцем, не без основания утешая себя: "Все так живут", то воистину он в опаснейшем положении. Если же человек честен, но немощен, обладает сильной совестью и слабой волей, то такая жизнь станет адом прежде ада, дорогой в психиатрическую лечебницу. Что же делать? Есть ли выход для тех, кто не видит возможности жить по Евангелию?
Выход есть, и он вполне посилен для любого. Человеку, говорящему: "Не смогу я в своей жизни то… другое… третье…", мы бы посоветовали не слишком об этом переживать. Не сможешь - не надо. Но проживи по-христиански, по Евангелию, не жизнь, а один только единственный день. Это ты сможешь? Один только день - сегодняшний.
Наверное, и это очень-очень трудно, но возможно. Не можешь быть целомудренным всю жизнь - ладно. Но сегодня-то ты можешь? Один всего день, до вечера, неужели не продержишься? Пусть не можешь не напиваться время от времени, но сегодня все-таки можно воздержаться.
А завтра, спросят меня, значит, будет уже можно? Я это не сказал. Но не я, а Христос говорит: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы" (Мф. 6, 34). Это сказано Господом о материальных потребностях, но, думаю, приложимо и ко всему остальному. Диавол внушает мысль: "Поскольку ты все равно не сможешь устоять завтра и послезавтра, греши и сегодня". А Церковь говорит иначе: "…не заботьтесь о завтрашнем дне". Не можешь быть праведным всю жизнь, будь праведен сегодня. А завтра? О завтрашнем дне завтра и поговорим. Не трать силы на заботу о том, что еще не настало и неизвестно, настанет ли. Будь настоящим христианином сегодня, и довольно с тебя. "В чем застану, в том и сужу", - говорит Господь. А поскольку застать Он нас может сегодня, то и будем христианами именно сегодня.
"Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам…", "день весь совершен, свят, мирен и безгрешен у Господа просим".
Так молится Церковь на утрени. А вот одно из последних прошений Литургии: "День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим".
Фото: Василий Кузьмин
Что значит: быть христианином?
Объяснение в любви Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|