Проповедь диакона Иоанна Иванова в День памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, Неделю 35-ю по Пятидесятнице
1 Тим. 1, 15-17
Дорогие братья и сестры, сегодня Русская Православная Церковь во всем мире празднует память новомучеников и исповедников Российских. Этот период относится к XX веку, – начинается с 1918 года и заканчивается долгим угасающим эхом Советского Союза, когда православная вера была гонима, верующие во Христа попадали под категорию неблагонадежных и преследовались, вплоть до высшей меры наказания.
За тридцать лет мы, наверное, так и не переоценили, и даже не оценили подвиг новомучеников, но при этом само словосочетание «новомученики и исповедники» уже несколько замылилось. Понятно, что в большинстве своем нам известны имена высших иерархов и людей в духовном сане – священников, монахов, гораздо меньше – мирян, которых пострадало очень много. Но информация об очередном приговоре тройки НКВД становится практически калькой, трафаретом для описания жизни и подвига того или иного мученика за веру. И нам кажется, что это было давно, к нам не применимо, человек тогда был поставлен в особенные жизненные обстоятельства. Однако, это совершенно не так.
Я надеюсь, по милости Божией, не вернутся те времена, когда жизнь человека ничего не стоила, и можно было так легко пустить ее в расход. Но, тем не менее, подвиг во Имя Христа в каждый исторический период, в каждую эпоху особенно тяжел. Если нет видимых страшилок или того террора, прессинга, который физически может испытать даже животное, а человек, зажатый в угол, становится на него в этой ситуации похожим, то в той же категории несения Креста Христова могут оказаться наши нравственность, честность, порядочность, православные ценности.
Казалось бы, когда есть видимый враг, то более понятно, как ему оказать сопротивление. Но представим себе человека в одиночной камере, закрытого в четырех стенах, без доступа к информации, которого допрашивает следователь:
– Тебя обвиняют в антисоветской деятельности. Отказываешься ли ты от своей веры, для того, чтобы жить в новом обществе, ведь все ваши уже отреклись?
И пусть я сейчас немного утрирую, для новомучеников, чью память мы сегодня празднуем, вопрос стоял, по сути, именно так. Очень сложно при том давлении, которое на себе испытываешь, при тех «фактах» и доводах, которые приведены, остаться верным Христу. Нет «зрительного зала» – тех людей, при которых нужно демонстрировать особую модель социального поведения, как принято вести себя в православной ограде, и нет тех, кто осудит (кроме Бога). Это единственная надежда выжить, хотя и призрачная, ведь смысл давления – не изменить человека, а уничтожить, сломив его волю. Но все же этот последний шанс остаться в живых ставит человека перед тем самым серьезным в жизни нравственным выбором: «С Кем и ради чего я живу? Готов ли я отказаться от облегчения мучений и самой земной жизни ради жизни вечной, в полной честной преданности Христу?» Это очень сложный выбор.
Перенесемся в наше время и вслушаемся в слова апостола Павла, обращенные в вечность об основах жизни со Христом: но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной (1 Тим. 1, 16). Конечно, напрашивается вопрос: «А кто помилован?» – Да все мы помилованы! И хотя суд Божий ни в какое сравнение не идет с тройкой НКВД, он, конечно же, не справедлив, он милосерден. Если бы он был справедлив, то вместо меня перед вами была бы горстка пепла, поскольку отступлений от Бога в течение дня происходит столько же, и даже больше, чем приходов к Нему. Это постоянная амплитуда человеческого отступления и покаяния.
В этом контексте полезно вспомнить, чем святой отличается от несвятого. Святые – такие же люди, как и мы, независимо от эпохи, времени, моды, исторического антуража, но отличает святого то, что при падении он всегда встает. Есть вектор, направленный в Небо – к Богу – он называется «покаяние», изменение образа жизни.
Это постоянное движение к Богу отличает и новомучеников, и апостола Павла, и потенциально – нас. Поскольку Суд Божий равен Его долготерпению и бескрайнему милосердию, поскольку наша жизнь – не разовое, а постоянное покаяние, возвращение к той точке, с которой я должен начинать светлую, чистую, святую жизнь. Возможно, этот суд страшнее суда тройки НКВД, потому что я сам выношу себе приговор за то, что успел сделать.
Но Апостол Павел еще говорит о том, для чего это изменение жизни необходимо: в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Человек, нашедший Христа и наладивший связь с Ним, является еще и проповедником слова Христова своим поведением и своим покаянием. Вот поэтому подвиг новомучеников и исповедников еще не до конца оценен нами: настолько серьезный фундамент заложен ими, их жертвой в залог жизни будущих поколений, и сколь мало мы изменили качество своей жизни.
Времена гонений периодически возвращаются. Как шутят про пессимистов и оптимистов: «Вы считаете, что все плохо? Нет, еще хуже будет». Времена легкими не бывают, однако, у человека есть связь с Богом, есть возможность нравственного выбора. А для этого требуется жить во Христе и светить светом для всех окружающих, чтобы и наши близкие, и все люди познали Христа и шли вместе с Ним по этой жизни. Аминь.
Наша задача – вырасти! Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|