Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении
Дорогие братья и сестры, приход в мир каждого человека – чудо. Это прекрасно понимали в Древнем мире, поэтому такая форма, как жертва Богу – ни что иное, как попытка ответить на милость Божию за рождение новой жизни, за себя, ощущение себя в этом мире. Вся жизнь, как жертва Богу – в ответ на его любовь и милосердие. При этом не имеют значения какие-то внешние отличия, вроде: «Почему я не великий поэт или музыкант, а обычный бухгалтер?», а сама жизнь, ее ценность, ощущение себя человеком – это уже чудо, Божий дар.
На века оставил свое восприятие этого факта французский философ Рене Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую!», и в этом принципиальное отличие человека от любого другого высокоразвитого млекопитающего. Ценность человеческой жизни прекрасно осознавал, например, Эммануил Кант, который говорил, что человек – это не средство, а цель, и только цель. Ценность эту прекрасно понимают родители, которые сталкиваются с разными испытаниями, связанными с приходом в мир нового человека, – у всех своя история. Эту ценность знает наш христианский Бог, для Которого человек – не средство, а цель, потому Он и приходит в этот мир как Спаситель для всех людей. Он дарует нам всевозможные инструменты для того, чтобы человек стал подобным своему Создателю – Богу. На церковном языке мы это называем благодатью.
И вот, апостол Павел начинает сегодняшний отрывок из Послания к Ефесянам так: Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф. 4, 7). То есть, не я – заказчик услуги в каком-то офисе, разработчик 3d-шаблона своей матрицы, присваивающий себе определенный уровень, Level 90, например. Нет, Господь насквозь видит каждого человека, его душу, целеполагание и мотивацию поступков, и как любящий Отец прокладывает маршрут ко спасению. Но при этом не все наши мысли и желания одинаково полезны для нас, да и общих формул не бывает, у каждого свой путь.
Доверительное отношение к Отцу предполагает, что Он знает лучший для нас путь спасения. И вот, тот дар Христов, тот инструментарий, который апостол Павел перечисляет в Послании к Коринфянам: милосердие, вера, кротость, воздержание, и далее по тексту, дает возможность научиться главному – любить.
Любить – означает быть подобным Богу, это максимально высший ответ на то чудо – рождение, – которое со мной, например, произошло 39 лет назад. Это жалкая попытка, но иногда она превращается в нечто более реальное и осознанное, когда я действую не в одиночку, не механически, а если мои усилия соединяются с Богом. Вот именно эту мысль пытается сегодня апостол Павел до нас донести: И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4, 11-12). Это русский перевод, а если мы обратимся к греческому тексту, то увидим, что дословно его можно перевести как «на жительство тела Христова», то есть Церковь, которую мы с вами составляем, дорогие братья и сестры, это единый организм, Тело, которое несет жизнь, как нам, так и окружающим нас людям. Поэтому мое честное и полноценное вхождение в него дает жизнь этому организму, всей Церкви Христовой.
Апостол Павел завершает эту мысль словами: доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). Поэтому, если мы вдруг задаем вопрос: «А что будет дальше?», – апостол Павел уже на него ответил давно: наша задача – вырасти. Но как ребенку сложно сделать это без помощи родителей, так и каждому человеку, только в полном доверительном делании вместе со Христом, возможно уподобление Богу. Это и будет лучшим ответом на ту милость, то чудо, которым было мое явление в мир. Аминь.
"Мы видели этот свет!" (проповедь в день Крещения Господня) Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|