Автор: Протоиерей Борис Балашов
Большинство людей, которые ходят сейчас в церковь, не получили никакого духовного воспитания в семье. Они начинают с нуля и пытаются искренне понять: что же в духовной жизни самое главное, самое важное? Людей умных не удовлетворяют утверждения иных верующих о том, что главное состоит в том, чтобы часто в церковь ходить, женщинам - надевать платочки и длинные юбки, свечки передавать только правой рукой, как будто левая не Богом сотворена... Умный человек понимает, что это не главное. Неужели Богу нужно одно внешнее? Человеку недалекому этого хватает, потому что ему гораздо проще не расти в вере, а научиться обрядам. А то, что Господь ждет от нас веры, любви, тепла душевного, ждет от нас желания волю Его познавать и исполнять - таким людям как-то невдомек. Таковая вера - внешняя, языческая. Что нужно для язычника? Прийти в храм, что-то сделать - и больше ничего. Именно о такой вере Господь и говорит: Он ждет от нас поклонения не только в каком-то одном, определенном месте, но в духе и истине (Ин. 4, 23). Спаситель возвещает, что самое главное - любовь к Богу всем сердцем, всем помышлением, всей крепостью, всеми силами души, и любовь к ближнему, как к самому себе.
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34).
На исповедь часто приходят люди, которые бывают в церкви только раз в году. Спрашиваешь у них: "Ты Бога любишь?" - "А как же. Конечно, люблю". - "А молишься?" - "Времени нет". - "Евангелие читаешь?" - "Да времени не хватает. Магазины, работа, огород, дети". - "А где же тогда у тебя любовь?"
Представим себе, что мы спрашиваем у матери: "Ты ребенка своего кормишь, одеваешь, моешь?" - "Нет, некогда. У меня платье не поглажено, пыль не протерта, окна не помыты, на работу бежать надо. А что ребенок? Не помер, и слава Богу".
Если мы хотим быть духовно на уровне этой матери, тогда ладно. Но, наверное, такую мать порядочной не назовешь.
Мне приходилось встречаться с женщиной, которая покупала шоколадку, апельсинчики и в воскресенье бежала в Дом ребенка, куда она сдала своего сына. Ей неохота было с ним возиться, а там, в Доме ребенка, чужие "тети" помоют, накормят. Подбежит, чмокнет своего ребеночка: "Ах ты, мой хорошенький, вот тебе апельсинчик, вот тебе яблочко, шоколадочка. Ну, пока, через недельку забегу, еще шоколадку принесу. Как я тебя люблю!"
Вы думаете, нормальный человек может поверить, что она ребенка любит? Конечно, нет. И такая "любовь", к сожалению, похожа на отношение многих из нас к Богу. "Ты мне нужен постольку, поскольку мне нужно от Тебя помощь получить. А если я от Тебя что-то получил, выпросил, зачем Ты мне еще нужен? Когда нужно будет, тогда и прибегу. Зачем я буду Тебе молиться, разговаривать с Тобой, чего-то у Тебя спрашивать? А отдавать Тебе, Господи, я ничего не собираюсь: ни любви, ни внимания, ни времени".
Вот с такой "любовью" многие приходят в храм и довольны собой: "Как мы к Господу хорошо относимся, не забываем о том, что Он существует!" Это называется - любовь для себя...
Любовь настоящая, святая - это любовь не для "меня", а для "тебя", когда человек ставит в центре своей любви другого. Вот такой любви ждет от нас Господь, и именно на ней должна основываться наша жизнь - и трудовая, и семейная, и личная, и духовная. О ком больше всего думает любящий человек? О любимом. И если мы Бога учимся любить, то наша мысль должна быть в первую очередь с Ним, иначе это не любовь.
А как христианин должен любить ближнего? После Бога.
Я знал одну старушку, которая прожила пятьдесят лет со своим мужем, и так радостно было видеть, что они сумели сохранить свою любовь. Когда они только повенчались и вышли из храма, юная жена сказала своему молодому мужу: "Ты у меня всегда в жизни будешь на втором месте... После Бога". И он был этому рад. Действительно, они сумели прожить так, что любовь друг к другу у них была после любви к Богу. И это - святая любовь! Как много людей согревалось вокруг них, оживало рядом с ними, потому что они научились по-настоящему любить Бога и людей.
Любовь к Богу возводит на совершенно другую высоту любовь к людям. Когда человек учится любить людей, он по-настоящему учится любить Бога. Это две стороны одной "медали" - любовь к Богу и к людям. Апостол Иоанн Богослов пишет в своем послании: Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Это единственно верный путь любви. Нельзя научиться любить Бога, не любя людей. Так же, как нельзя, например, сыну или дочери любить мать и одновременно не любить своих братьев и сестер - детей своей же матери. Это будет больная, уродливая любовь. Такая любовь Вечной Жизни не наследует. Если любовь настоящая, она не умирает, она входит в вечность. И в Священном Писании сказано, что есть три важнейших добродетели: Вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 13). Надежда прекратится, потому что сейчас мы надеемся на Божие Царство, на встречу с Богом, но наступит время, когда мы с Ним встретимся. Прекратится и вера. Сейчас мы верим в Бога и в то, что все, сказанное Им, сбудется. Но когда мы это получим, это уже будет не вера, а знание. А любовь? Любовь - это самая важная драгоценность и в Царстве Небесном, и в этой жизни. Потому что Бог есть Любовь! Давайте и мы поставим в центр жизни не себя, а Бога и близких. И тогда наша душа расцветет необыкновенной красотой, и удивительный плод принесет, и наследует великие радости Вечной Жизни.
Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке".
"Христианская жизнь". Клин. 2009
Фото: Валентин Макаров
Это мир, где рождаются надежда, вера и любовь
Вечный вопрос теодицеи: Бог-Любовь и существование зла в мире Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|