Автор: протоиерей Игорь Гагарин
Когда на пятидесятый день по Воскресении апостолы вышли на проповедь, многие люди подумали, что они просто пьяны. А как же иначе? "Не эти ли галилеяне были учениками распятого недавно проповедника Иисуса? Не их ли Учителя предали позорной смерти с двумя преступниками, тем самым окончательно пресекая нелепые слухи, будто Он и был долгожданным Мессией, Спасителем? - так, вероятно, думали слушавшие апостолов. - И вот теперь они утверждают, что Учитель их воскрес! Что Он и есть подлинный Мессия. Мало того, сами эти ученики еще недавно боялись быть узнанными, скрывались от всех, не без основания опасаясь разделить участь своего наставника, а теперь с непонятным дерзновением говорят такое, за что в любой момент могут быть схвачены и наказаны самым жестоким образом". Воистину, казалось, или они безумны, или пьяны.
Но удивляло и другое. Неграмотные галилеяне вдруг заговорили на самых разных языках, и люди различных национальностей понимали их. Этого вином не объяснишь. В конце концов, исполненные Духом слова Петра рассеяли недоумения и сомнения. Многие поверили. Около трех тысяч человек обратилось в этот день ко Христу: крестились и присоединились к Церкви. Собственно, в этот день и родилась наша Церковь.
Откуда же взялись это мужество, эта убедительность? Что нужно нам с вами, чтобы идти путем Христа, путем апостолов, путем Церкви?
Достаточно ли знать истины веры? Двенадцать апостолов в течение трех лет были рядом со Христом, слушали проповедь Учителя, видели Его чудеса. Он сказал им обо всем, что было необходимо знать. Они слышали и о грядущей крестной смерти, и о воскресении. Они верили каждому Его слову. Казалось бы, чего больше? Этого достаточно, чтобы уже никогда не свернуть с Дороги, ведущей в Жизнь. Оказалось - недостаточно. Один из двенадцати предал, остальные - испугались и скрылись.
Ладно, проявить слабость может каждый. Но когда уже свершилась смерть, не должны ли были они, не сомневаясь нимало, ожидать воскресения. Ведь Он же об этом предупреждал! Ведь они знали! Почему же забыли? Разве о таком можно забыть!
И вот, наконец, когда Он воскрес, когда, казалось бы, уже нечего бояться, - пошли ли они проповедовать Радостную Весть, Евангелие? Даже и этого было еще мало. Господь, перед тем, как вознестись на небеса, сказал: "...оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше" (Лк. 24. 49).
Никакое знание, ни вера, ни видения чудес и знамений, ни даже совершенная убежденность в Воскресении Христовом не сделали апостолов способными выйти на проповедь, а если бы и дерзнули, едва ли убедили кого-нибудь их слова. Нужна была еще СИЛА СВЫШЕ. И эту Силу получили они в день, который мы празднуем. "При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать" (Деян. 2. 1-4).
Этой Силы, этого Огня будем мы просить в день Пятидесятницы. Все крещенные православные христиане получили Его в Таинстве Миропомазания. Но это не значит, что теперь уже нет в Нем необходимости. Сила Божия, благодать, пребывает и убывает в зависимости от нашей жизни, от наших дел, нашей молитвы. И цель жизни нашей, как сказал преподобный Серафим Саровский, - "стяжание Духа Святого". Сойдя на каждого из нас в Крещении и Миропомазании, благодать Духа Святого уходит, когда мы совершаем грех, идем против совести, угождаем своим слабостям, ленимся, обижаем и обижаемся, сквернословим и делаем многое другое, чего Бог не велит. Пока живы, совсем Она нас не покинет, но какими беспомощными и жалкими становимся мы, поработив себя греху.
Стяжание Духа Святого... Что это за Дух, спросят нас. Ответим: это Дух Истины (Ин. 16. 13), Дух Мирен (прп. Серафим), Дух Утешитель (Ин. 15. 26), Дух "не боязни, но силы и любви и целомудрия" (2. Тим. 1. 7).
Есть у нас и ясные указания Писания на то, по каким плодам познается в нас действие благодати: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5. 22). Есть и учение Церкви о путях стяжания этого Духа. Это молитва, добрые дела, совершаемые во славу Божию, это, более всего, Таинства Церкви и особенно высшее, чего только может сподобиться человек на земле: Причастие ТЕЛА и КРОВИ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.
Каждый день, каждый миг нашей жизни мы можем или возрастать в Духе, или утрачивать Его; или возжигать, или угашать горящий в нас огонь Любви Божией. "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей" (Пс. 50), - молимся мы каждое утро. И особенно горячо ждем мы своего духовного обновления в день, когда Божественная Сила Свыше сошла на учеников Христовых впервые. Да снидет эта Сила, этот Огонь и на нас с вами, и очистит нас от всякой "скверны плоти и духа, от помышлений суетных и похотей лукавых" и соделает каждого храмом Духа Святого, исполненным благодати и истины, веры и надежды, и любви. Аминь.
Протоиерей Игорь Гагарин
Фото: Татьяна Ускова
Вдохновение Автор: Протоиерей Игорь Гагарин О том, что это значит - быть человеком, - сейчас подробно говорить не станем. Об этом - все Евангелие. Образ подлинного, совершенного Человека - перед каждым, кто не пожелает от Него отвернуться, - Иисус Христос, совершенный Бог, совершенный Человек. Не у всех, кто узнал о Нем, кто прочитал Евангелие, встреча со Христом происходит одинаково. У одних - "возгорается сердце", раскрываются духовные очи и происходит внутренний переворот, переоценка всех ценностей или, точнее, покаяние. У других - сердце не возгорается или, скажем с надеждой, пока не возгорается. У них, надеемся, все впереди.
А вот у первых, у тех, кто уверовал, покаялся, обратился, - у них всегда ли перемена убеждений переменяет жизнь?
Возможна ли встреча со Христом в нашей жизни? Автор: протоиерей Борис Балашов Молодой человек, на которого еще не обрушились многие жизненные трудности и проблемы, оказывается перед неразрешимыми вопросами: зачем жить, в чем смысл жизни? Не находя ответа, человек внутренне ломается.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|