Автор: протоиерей Борис Балашов
На молебне
В нашей жизни много бед, скорбей и несчастий. Как с ними справиться, где найти поддержку? Да и жизнь сейчас такая, что не поймешь, в чем ее смысл - не в питании же и удовлетворении собственных страстей?..
Молодой человек, на которого еще не обрушились многие жизненные трудности и проблемы, оказывается перед неразрешимыми вопросами: зачем жить, в чем смысл жизни? Не находя ответа, человек внутренне ломается; не обретя подлинного смысла своего бытия, начинает разменивать себя на мелочевку: комфорт, развлечения, материальные ценности, разврат, алкоголь, наркотики. Все это может временно убаюкать душу, но мира в сердце и полноценного удовлетворения в жизни так найти не удается.
Так что же, человек - единственное существо в мире, обладающее разумом? Но чуткие и вдумчивые люди понимают, что это неверно. Как же найти Того, Кто создал наш мир, в котором повсюду видны следы Его мудрости? И где Его искать?
Время моего детства пришлось на период оголтелого воинствующего атеизма. О вере и Боге говорить боялись, особенно при детях. Глядя на верующих и неверующих людей, я приходил к выводу, что в целом верующие люди добрее и как-то внутренне радостнее.
Мне же очень хотелось найти этого непонятного Бога. Церковь в нашем подмосковном городке была давно закрыта. Но от некоторых детей я узнал, что верующие бабушки возили их в церковь, и они что-то делали там, совершенно мне непонятное.
Мне часто думалось, что я обязательно должен жить вечно, несмотря на то, что кругом умирают люди, в том числе и дети. От взрослых и от мамы мне стало известно, что люди молятся Богу, чего-то у Него просят и часто получают ответ на свою молитву. Так я узнал, что с неведомым мне Богом можно разговаривать. Стал иногда не только думать о Нем, но и мысленно к Богу обращаться. Изменилось ли что-нибудь? Да, что-то в жизни изменилось. Возникло ясное ощущение, что люди в мире не одиноки, над ними есть Кто-то еще, очень умный и добрый. На мучительные поиски Бога и ожидание встречи с Ним ушло около десяти лет: это при всем том, что на Бога и Церковь как в школе, так и с голубых экранов лились потоки грязи и клеветы.
Я пытался понять: какой Он - Бог? Когда мне было лет около двенадцати, в мои руки попалось Евангелие - я его, конечно, не понял, но понял другое: с чтением этой трудной книги, которую никак не удавалось осмыслить, Бог стал мне ближе.
Когда же удалось попасть на пасхальный крестный ход в православном храме на Преображенском кладбище Москвы, я явственно ощутил присутствие Бога уже недалеко от меня. Мой ум и сердце даже оказались согретыми некоей радостью явно не земного происхождения. Но подлинно живая встреча с Богом впервые произошла в храме во время богослужения, когда мне было четырнадцать лет. Почему же именно в православном храме удалось найти Бога не только где-то рядом, но и внутри самого себя, в собственной душе?
С одной стороны, храм - это архитектурное сооружение. А с другой, храм - это место, которое люди отдали Богу в собственность. Храмы для того и существуют, чтобы в человеческих сердцах создавались храмы Божии. Однако духовная сила храма заключается не в том, что он красиво построен и украшен, а в том, что в нем собирается для молитвенной встречи с Богом в Таинстве Святого Причащения православная церковная община - приход. Приход же - это лишь малая часть громадной семьи Христовой - Святой Православной Церкви.
Так что же такое Церковь и какое отношение она имеет к Богу, Святой Троице и Иисусу Христу - Сыну Божиему?
Во время земной жизни Спасителя люди приходили к Нему со своими бедами, просьбами и, по мере своей веры, получали просимое. Однако после Своего славного Воскресения на сороковой день Иисус Христос вознесся со Своим обновленным Воскресением телом в мир Небесного Царства Божиего. Телесно Его больше нет на земле. Но в пятидесятый день по Пасхе произошло знаменательное событие: родилась и получила начало своего бытия Святая Православная Христианская Церковь. Ученики Господа стали семьей Христовой - Церковью. Они составили начаток того духовного организма, который созидается из учеников Спасителя, обновленных Таинством Святого Крещения. Глава этой Церкви - Сам Иисус Христос, а христиане - Его ученики - члены, органы этого тела. О том, что Церковь является живым организмом, говорит Сам Господь: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5).
В Церкви Христовой обновляются и лечатся человеческие души. В этой духовной лечебнице врач - Иисус Христос, а мы, христиане, - немощные люди, проходящие курс лечения. Мы больны грехом и приходим в эту Лечебницу, чтобы духовно исцелиться, обновиться и подлинно стать верными детьми Бога.
Родившаяся в день Пятидесятницы Православная Христова Церковь жила все эти годы и поныне живет в этом мире. В ней и через нее действует Христос. Истинная Церковь называется Православной, то есть правильно прославляющей Бога, потому что именно в этой Церкви есть живая связь и благодатная преемственность в жизни, учении и дарах Святого Духа с общиной первых учеников Христовых. Православная Церковь духовно обновляет своих членов и дарует им благодатный мир и Божию помощь.
В день Пятидесятницы в Иерусалиме Церковь приняла Божественный Дар Святого Духа. Каждый уверовавший во Христа, получивший этот Дар, перестал быть просто отдельным человеком. Он вместе с другими людьми, позднее принявшими Святого Духа через Святые Таинства, вошел в новый живой организм - Церковь. И мы через две тысячи лет после события Пятидесятницы через святые Таинства таким же образом присоединяемся к Христовой Православной Церкви.
Православная Церковь - живой организм, семья Христова. Она охватывает мир видимый и невидимый, соединяет прошлое, настоящее, будущее и вечность. Членами Церкви являются как живущие ныне православные христиане, так и уже завершившие свой земной путь и перешедшие в мир вечности. Хотя Иисус Христос - Богочеловек - невидим, Он реально присутствует и действует на земле в таинственно-благодатной жизни Его Церкви, поэтому общение с Ним возможно. В Себе Самом и Самим Собой Он показал - какой Бог и чего Он хочет от нас. Слова и дела нашего Спасителя описаны в священной книге христиан - Святом Евангелии. Внимательно и благоговейно читая Священное Новозаветное Писание, мы можем слышать слова Христовы обращенные к нам.
Другая сторона общения - это открытие Богу наших мыслей и чувств в молитве. Она может быть произнесена вслух или же мысленно.
Молитва, чтение Священного Писания, исполнение воли Божией в нашей жизни - всё это сродняет нас с Богом и делает Его друзьями.
Духовно-благодатная жизнь у православного христианина становится возможной лишь тогда, когда существует живая связь со Христом и человек вкушает плоды Древа Жизни - Тело и Кровь Христовы из Евхаристической Чаши в Таинстве Причащения. Именно внутри семьи Христовой - Церкви - происходит живая встреча со Христом, начинается духовное преображение человека, побеждаются грехи и пороки. Люди, нашедшие Христа и уверовавшие в Его Евангельское учение, перестают существовать и начинают жить, чтобы жить вечно.
Встреча на земном пути с Иисусом не только возможна, но и необходима. Православный храм - это место собрания православной общины, семьи Христовой, для живой духовной встречи со своим Богом ради освящения душ и самих наших жизней.
Протоиерей Борис Балашов
Фото: А. Смирнов
Свободный выбор Автор: Протоиерей Игорь Гагарин Заканчивается Святая Пятидесятница - 50 дней, в которые христиане заново осмысливают самые важные истины.
Человек, не знающий этих истин, - не более, чем представитель животного мира; быть может, самый высокоразвитый, но зато и самый вредный для жизни планеты
О Вознесении Господнем и Пятидесятнице Автор: митрополит Сурожский Антоний Мы забываем, что вознесшийся Христос вознесся с изъязвленной, раненной нашим грехом плотью Своей и что каким-то непостижимым образом не только воскресший, но и вознесшийся Христос, вступивший в славу Божию, сидящий одесную Бога и Отца, несет на Своей человеческой плоти раны, которые Ему нанесены человеческим грехом. Он все еще несет на Своих плечах человеческую немощь, и Воскресение Христово и страшная Страстная седмица сейчас как бы включены в тайну Триединого Бога, Троицы Святой, Непостижимой, Великой. Вся скорбь земли, вся боль, весь ужас легли на Христа, но Он не сбросил их ни Воскресением, ни Вознесением Своим во славе.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|