Автор: Наталья Гусева
Не стоит думать, что сестричество как часть организма Церкви избавлено от проблем и нестроений. В этих проблемах, конечно, нет ничего оригинального, они типовые как для семьи, так и для прихода или монастыря. Но все же, как тяжело с этим сталкиваться.
Сестры милосердия
К очень и очень великому сожалению, страсти и пороки не просто продолжают существовать в людях - сестрах и братьях, - но даже иногда выплескиваются с какой-то фантастической скоростью и энергией.
Чем это можно объяснить, не знаю, - возможно, поползновениями врага рода человеческого. Или же тем, что все мы вносим в этот самый организм Церкви свои мирские привычки... Понимаете, сестричество - это не монастырь, где можно закрыться от мира, где есть ежедневное откровение помыслов, где есть послушания и много молитвы... Тут, в сестричестве, идет соединение несоединимого: обычные воспитатели, инженеры, рабочие, учителя должны внутренне перестроиться "без отрыва от производства". Сестра или брат милосердия испытывают колоссальную нагрузку, пытаясь соединить в себе эти несоединимые вещи: мир с его суетой, страстями, пороками - и веру... Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15,19).
Самое странное, что, сталкиваясь с неадекватным восприятием своего служения вне Сестричества - от медперсонала, больных, людей внешних, - ты не приходишь в шок и, в принципе, практически всегда к этому готов. Но вот "удары" от тех, кто стоит с тобой спиной к спине, от своих близких по духу, по служению - это очень и очень больно. И зачастую совсем не хватает смирения понять и принять, что человек слаб, что за него надо помолиться, проявить мягкость и терпение.
Какие же конфликты происходят внутри Сестричества и отчего они происходят? Прежде всего, как мне кажется, отправной точкой каждого конфликта является то самое нетерпение к слабостям ближнего, с одной стороны, и отсутствие христианской любви, с другой стороны. То есть проблема в том, что поначалу, придя в сестричество, человек горит идеей служения Богу в лице ближнего. Потом, когда все это встает на регулярные рельсы, вдруг оказывается, что сестричество стало кому-то клубом по интересам, где можно хорошо провести время в кругу себе подобных; кому-то оно стало второй работой и, соответственно, возникло горячее желание подчинить всех несогласных путем введения палочной дисциплины; а кому-то вообще не по нраву "регулярное" послушание - хочется свободы и творческого подхода.
Сестричество - это очень сложная структура. Это совмещение служения Марфы и Марии. Иногда, в минуту расстроенных чувств, я тихо ною где-нибудь в уголочке: "Господи, ведь даже в Евангелии это служение несли две разные женщины! А Ты хочешь, чтобы в нас, немощных, это соединилось! Не могууу!!!"
Очень важно понимать (а в дальнейшем и помнить, что ты когда-то это понимала), что не ты пришла сюда, на это место, а сюда тебя поставил Господин жатвы. И не дело колоска выбирать, где ему расти и колоситься. Вот это - та самая великая проблема, рожденная отсутствием сестринской любви... Причем в братьях этой проблемы я не замечаю. Может быть, в силу того, что их у нас немного, может быть, в силу того, что мужчины все-таки менее живут и руководствуются эмоциями. А вот с сестрами такие проблемы возникают, и не только в нашем сестричестве, но и в других, куда я звонила за советом.
В чем же проявляется это отсутствие любви? Прежде всего, в исполнении своих, пусть даже очень благочестивых, желаний. "Православные туристки" - предмет моей головной боли и причина моих многолетних слез... Бывало, ставишь сестру на послушание, а она "не может", "плохо себя чувствует", "ноги не идут"... Звонишь через несколько дней и слышишь: "Ой, ты знаешь, подвернулась поездка на Соловки, и я уже в поезде!" Приехали... А то, что ты оставила послушание, да еще и летом, когда и так людей мало, а работы - выше головы??? Не понимает: она же молиться поехала! И вот так мы и разбрасываем те самые кресты, которые нам дал Господь. Вот так и прыгаем с камушка на камушек, ища где помягче да поблагодатнее, вместо того, чтобы на коленочках стоять, как преподобный Серафим Саровский на своем камушке, и взывать ко Господу из глубины своего сердца.
Как же, все-таки, на мой взгляд, принижается такими туристами вездесущность и всеведение Божие! Как близки и понятны слова того же батюшки Серафима, который, не благословляя паломничества, говорил: "Тут тебе и Фавор, тут тебе и Голгофа". Но самое ужасное, что ропот этот проникает в твою душу, ты уже смотришь неприязненно на эту сестру, ты уже не расположена к ней душой, за каждой ее немощью ты видишь притворство - вот какие мысли тебе нашептывает враг, а ты им внимаешь.
Вторая проблема - молодые сестры. Молодость - особое время, когда хочется объять необъятное, свернуть горы и поднять целину. На этом подъеме девочки и приходят в сестричество. Но вскоре их подстерегает опасность: многие - даже православные - юноши не понимают этого служения, начинают выдвигать условия, ревновать к занятости в сестричестве. А уж если они неправославные, так тут девушки зачастую даже и признаться в своем "хобби" стесняются. В результате бедняжек буквально раздирает на части и "обязательность" служения, и нежелание отделяться от компании. Наверное, этот период надо переболеть, а нам - взрослым сестрам - не выдвигать своих теорий о том, что "надо стоять на защите своего служения, нести гордо звание сестры милосердия!" Надо, конечно, надо, но им-то, молодым, трудно... И надо потерпеть, может, даже немного отойти в сторонку, не разрывая сестру на части, опять-таки помолиться. Но не дает проклятая гордость и желание, чтобы все было "по-правильному", без сбоев. И тут главное - не понадеяться на себя: мол, разберусь да и успокоюсь, - не постыдиться "бабьих разборок" и со всех ног лететь на исповедь. Величайшее и благословеннейшее Таинство, данное нам во спасение! Только им возможно остановить действие вражьей силы. Старшим сестрам я бы вменила в обязанность еженедельную (как минимум) исповедь.
Тут опять, в который раз, хочу сказать, что разрешение этих конфликтов - в Руках Божиих и духовника сестричества. В своей брошюре, обобщающей десятилетний опыт работы сестричества в честь св. вмц. Татианы, прот. Сергий Филимонов указывает, что духовник сестричества "не должен быть перегружен прочими епархиальными послушаниями". И это истина! Потому что за сестрами надо следить буквально неотрывно. Опять-таки повторюсь, что тут не монастырь и не каждая сестра ежедневно на виду. Поэтому каждую свободную минуту духовник должен наблюдать за своими подопечными, изучать характер каждой из них. И все это помимо того, что на нем духовное окормление больницы, детдома, где он поставлен служить. Согласитесь, что если у духовника много прочих послушаний, то такая работа ему не под силу.
Сестричество - сложная структура, монастырь в миру. И проблем это соединение порождает великое множество. Главное в разрешении всех конфликтов - помнить, что это твой крест, и иного Господь тебе не даст. Или даст, но более тяжелый. Не выбирать, а нести - вот что надо всегда помнить. Нести самой и пытаться поддержать изнемогающих подруг. Только так, в духе христианской любви, сможет родиться настоящее Сестричество.
Фото: Сергей Вдовин
Как организовать сестричество?
В чем застану, в том и сужу… На пороге вечности Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|