Автор: Наталия Гусева
Как организовать сестричество? Для начала надо понимать, что любое дело в Церкви должно начинаться с благословения. Это не пустые слова, которых так много сейчас. Сил и желания делать добрые дела в людях достаточно, но надо все-таки помнить, что эти добрые дела, как и приснопамятные "благие намерения", могут вымостить нам дорогу туда, куда очень не хочется... Поэтому очень важно следить, чтобы делание добрых дел не стало самоцелью и конечным упокоением на лаврах. Если этими делами решают заняться православные общины, на мой взгляд, необходимо понимать и постоянно помнить, что это то дело, на которое тебя призвал Бог. Ты даже не наемник, ты раб: "Неключими раби есьмы", то есть ты делаешь то, к чему призвал тебя Господин жатвы. И Он дает тебе все необходимое для твоего делания: силы, средства, время, берет на себя заботу о прочих твоих делах на время несения тобой служения. Поэтому, опять-таки на мой взгляд, идеально, когда сестричество организовуется при храме, а храм находится в том месте, где рядом есть "юдоль скорби" - детский дом, интернат, больница, тюрьма...
Сестра милосердия
Но, конечно, можно начинать и с деятельности прихода. Одну идею, подсказанную мне нашей сестрой, я уже несколько лет вынашиваю, но все почему-то не удается ее реализовать: завести в храме журнал помощи. Элементарная тетрадка с разделенными вертикально страницами, слева - "Нуждаюсь в…", справа - "Помогу в...", плюс телефоны нуждающихся и помощников. На любом приходе ведь есть бабушки, которым надо поменять вентиль, починить замок, и есть мужчины, могущие это сделать. Такой журнал может стать отправной точкой в деле организации сестричества. А "юдоль скорби" неподалеку нужна потому, что дело это моментально начнет расширяться, и понадобится приложение сил для новых дел.
Открывать сразу сестричество как юридическое лицо, наверное, очень тяжело. Мне сложно об этом говорить: мы до сих пор являемся лишь подразделением прихода. Конечно, это имеет свои плюсы и минусы: многие жертвователи хотели бы перечислять средства именно на счет нашего Сестричества, а не прихода (опасаясь, что деньги до нас не дойдут, - хотя, конечно, напрасно); но, с другой стороны, бремя коммунальных платежей, аренды и проч. нести на себе новоначальному сестричеству (нашему, по крайней мере) было бы неподъемно. Так что тут, как говорится, "хозяин - барин".
Конечно, было бы очень хорошо перед организацией Сестричества инициативной группе съездить туда, где уже давно и плодотворно ведется работа. В Москве это, конечно, прежде всего Свято-Димитриевское Сестричество, в Санкт-Петербурге - сестричества в честь вмц. Татианы при 122 МСЧ и св. прмц. Елисаветы при хосписе №1 в пос. Лахта. Есть сестричества в Архангельске, Ростове-на-Дону, Петропавловске-Камчатском... Хорошо бы там поработать, присмотреться, примерить их служение к своим силам и возможностям. В наше сестричество, к примеру, приезжали сестры милосердия из Ростова и подмосковного Егорьевска.
Сейчас в Санкт-Петербургской епархии по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира создана Ассоциация общин сестер милосердия Санкт-Петербурга под председательством прот. Сергия Филимонова, решающая великое множество проблем, с которыми сталкиваются сестричества в начале своего служения. В Ассоциации планируется создание школы для старших сестер, где сестры, поставленные духовниками к руководству общиной, смогут перенять опыт, который поможет им избежать множества подводных камней на начальном этапе. Если даже в близлежащих районах нет подобных ассоциаций, то, повторюсь, наверняка есть отдельные сестричества. Приезжайте, не стесняйтесь, спрашивайте, смотрите, слушайте. Так, наши гостьи брали у нас копии годовых отчетов, где наиболее полно представлена деятельность Сестричества за истекший год. Ну и, конечно, священники, решившиеся принять на себя тяжелейший подвиг окормления сестричества, тоже должны встречаться с батюшками, уже несущими это послушание Церкви.
С руководством лечебных учреждений, безусловно, должны начинать работу священники. А вот с младшим медперсоналом - рядовые сестры милосердия. Если в больницу есть свободный доступ, можно прийти на отделения и обратиться к санитарке с просьбой, скажем, вымыть туалеты, пол в палатах и в коридоре. Если это обычная горбольница, то в основном персонал загружен так, что вам с удовольствием разрешат это сделать. Ну уж туалеты-то вымыть почти со стопроцентной гарантией дадут, и главное - не переставать это делать.
Сестры милосердия
То есть персонал должен привыкнуть к вам, видеть в вас помощников - всегда благожелательных, отзывчивых, добрых. Самое главное - ни-ка-ких проповедей! Это просто беда многих современных православных женщин: как видят больного, давай его спасать... Чего только не идет в ход: от грехов предков, до навязывания Таинств как панацеи от всех жизненных невзгод. До сих пор в нашем Сестричестве непререкаемый закон: новичок работает молча, не отлипая от полы халата сестры, к которой он прикреплен. В разговоры он не вступает вообще, даже если что-то очень хорошо знает. Причина проста: из-за особо ретивых "спасателей" мне как старшей сестре раза три выписывали публичную порку в кабинете главврача.
Когда младший и средний медперсонал привык к вам, и вы стали реальной помогающей силой, можете поверить: слух о вас уже проник в начальственные коридоры. Тут вступает в действие духовник сестричества, который идет к главврачу не с пустыми рукми, а уже с базой: вот мы тут немножко помогаем вам, можно ли еще помогать?
Теперь о подборе сестер. Дело очень трудное, и, в принципе, я не слышала ни от одной из старших сестер Санкт-Петербургских сестричеств, что у них все прошло гладко. Дело в том, что сейчас работа идет на "тимуровских" началах, пока это служение является твоим собственным желанием - проблем нет, но как только вы становитесь реальной помогающей силой - тут нельзя отступать. Надо постоянно помнить, что, помимо всего прочего, для этих людей ты - лицо Церкви. И если подведешь раз, другой, третий, то пятно будет не на тебе, даже не на сестричестве - оно будет на Церкви. Сами же знаете, скольких людей оттолкнула от храма грубая уборщица, невнимательная свечница, прихожанка - ретивая поборница канонов... Поэтому главная проблема для духовника и старшей сестры начинается после посвящения первых сестер.
Начинаются искушения: не хочу идти, не пойду, я устала. Христос отодвигается в сторону, ты уже не Ему идешь служить, а сама себе хозяйка... Тяжелое это время, надо быть готовыми к тому, что объем работы уменьшать нельзя, значит, вывозить его придется силами немногих, кого еще эта "самость" не закрутила. А с остальными должен работать духовник, так как проблема эта духовная. Скажу только по своему опыту: наш духовник о. Игорь предпочитал брать всех любовью, он молился о тех сестрах, которые начинали бунтовать, был с ними мягок и очень добр в отличие от меня, требующей репрессивных мер к особо злостным нарушителям. Он, конечно, видел это с духовной стороны, а я жалела тех сестер, которые волокли на себе "чужие" участки работы. Говорю я это в предостережение будущим старшим сестрам: даже если на ваш взгляд духовник "творит незнамо что", знайте, это не ваша компетенция. Он поставлен пасти овец Христовых, и горе будет, если пастух начнет слушаться свою овцу, пусть даже самую старшую и по-овечьи мудрую...
Костяк сестричества все равно сложится из тех, кто ходил в "подготовительный" период. И с ним придется работать, обтесывать, очищать от мирских принципов. А вот новых сестер посвящать не следует торопиться. Опять-таки, по опыту Санкт-Петербургского Сестричества в честь вмц. Татианы, период испытания сестер больничного подразделения - самый долгий из всех видов сестринского служения. По нашему Уставу испытуемые служат не менее 6 месяцев до посвящения в сестры милосердия 1-й ступени. Но уже давно о. Игорь пользуется оговоркой "не менее", продлевая период испытаний до 2-2,5 лет. Все равно искушения начнутся, но человек втянется в сестринскую жизнь, перед его глазами будут примеры и доброго служения, и нерадивого, и он сможет соразмерить свои силы. Поэтому в помощники мы набираем всех и очень благодарны за то, что люди идут помогать. Но с желающими вступить в Сестричество о. Игорь беседует, предупреждая: "Ты сознательно вступаешь на путь отречения от своего "хочу" в пользу призыва Божьего "Иди!""
В свете вышеизложенного руководству сестричества надо пользоваться принципом "лучше меньше да лучше". Не надо брать на сестричество в составе пяти человек обслуживание двух больниц и трех детдомов. Лучше понемногу, но с дальнейшими планами. Когда мы начинали, походы в больницу были раз в неделю, на одно отделение. Потом увеличили до трех раз, потом ввели молебны на одном, потом - на двух отделениях. Затем ввели утренние посещения... Каждое такое нововведение сопровождалось у меня чувством, какое бывает при окунании в холодную воду: не можем, не получится, завалим... Причем чувство это было попеременно то у меня, то у батюшки. Он тоже говорил: ну как вы это потянете? И от этого рождается молитва: Господи, ты дал нам это служение - дай и сил его нести. И дает: и силы, и жертвователей, и людей...
Информация о служении проникает непонятными путями везде, и вот уже звонят с ТВ: "Приедем снимать", - с радио: "Ждем с выступлением", - из газеты: "К вам едет корреспондент"... Это, конечно, напрягает неимоверно, но тут надо понимать, что это делается не ради снискания мирской славы, а ради того, чтобы люди увидели: сюда можно прийти, твои руки здесь нужны, тепло твоего сердца здесь ждут.
Конечно, можно попросить настоятелей близлежащих храмов разместить на стендах информацию о сестричестве, чтобы люди знали куда идти. И, естественно, по мере увеличения объемов работы, растет затратная часть служения. Это проза жизни, но без хороших памперсов, средств гигиены нам не выжить. А подарки, которые мы дарим на Рождество всем находящимся в больнице (800 чел)? Пусть это пара мандаринов, 2-3 конфеты и иконка или закладка, но умножь на количество - и получишь немалую сумму.
Конечно, кружки для пожертвований и стояние с блюдом после служб в храме уже не окупают такую деятельность, приходится искать выход на властные структуры, меценатов.
Этим занимается о. Игорь и я. Опыт хождения к депутату (не буду его называть, он весьма известен в нашем городе): его помощница сначала не хотела и слышать - не наш, мол, район... Пришлось шантажировать: все жители вашего района лежат в нашей больнице, да и многие сестры - ваши избиратели. В принципе, мы можем начать отказывать больным в памперсах, говоря, что вы не дали нам на них средства...
Конечно, шантаж - плохое дело, но тут уже был акт отчаяния. Все прочие обращения к директорам заводов, банков утонули в мусорных корзинах, а памперсы заканчивались. Все-таки я выдавила из депутатского фонда оплату счета из аптеки на 10 тыс. руб., и меня выпроводили с пожеланием никогда больше тут не появляться.
Таково это служение: шипы и розы, радость и слезы... Но радости больше, потому что слезы наши утирает Господь. Не бойтесь этого служения, оно благодатно, оно радостно. Все скорби и печали отлетают прочь, когда слышишь: дай Бог тебе, деточка, здоровья... И думаешь, а ведь именно этими незатейливыми молитвами, сказанными от всего сердца, ты движешься, работаешь, улыбаешься, любишь, живешь...
Фото: Сергей Вдовин
Это мир, где рождаются надежда, вера и любовь
Как быть сестрой милосердия, или Полет к счастью Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|