Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Часть 3
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 13:41 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковь и общество

Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Часть 3

Автор: Протоиерей Николай Крячко

История церковно-государственных отношений в годы войны

Все для победы

История церковно-государственных отношений в годы войны

Послания

По-прежнему церковно-патриотические послания иерархов РПЦ, распечатанные отдельными листками, распространялись по приходам в СССР и на оккупированных немцами территориях. Рождественское обращения Патриарха Сергия 1944 г. к духовенству и верующим РПЦ было "размножено в количестве 2000 экземпляров, из которых одна тысяча экземпляров" распространялась Патриархией по церковным приходам, а вторая - "на временно оккупированной территории"63. Об этом Карпов сообщал в докладной записке лично Сталину. В записке так же говорилось, что обращение митрополита Алексия (Симанского) к верующим временно оккупированных немцами районов Ленинградской области тоже было "напечатано в количестве 2000 экземпляров и целиком предназначено для распространения среди верующих в оккупированных районах Ленинградской области"64. В послании к "чадам Святой Православной Церкви в земле Новгородской и Псковской, занятой временно врагами-фашистами", митрополит Алексей ободряет и утешает жителей, "отторгнутых от родных, близких и любимых, а может быть, со смертельной болью и переживших их страдания и смерть"65, вселяет в них надежду на скорое избавление, внушает им веру в помощь Божию, потому что именно на стороне Отечества "сила Божия, ибо мы стоим за нашу землю, за Родину нашу, защищаем священное достояние наше, за которое не раз проливали кровь свою наши предки"66.

"Журнал Московской Патриархии"

Эти послания были также напечатаны в 4 номере ЖМП за 1943 г. Вообще, в 1944-1945 гг. "Журнал Московской Патриархии" был церковно-патриотическим рупором Русской Церкви. В каждом номере журнала, выпускавшегося ежемесячно тиражом в 6000 экземпляров67, печатались одно-два обращения Патриарха, митрополитов Алексея (Симанского), Николая (Ярушевича), яркие выступления архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), речи и проповеди архиереев РПЦ по случаю юбилеев и побед Красной армии, статьи историко-патриотического содержания, сообщения с мест о зверствах фашистов, подвигах духовенства, о разорении церквей и монастырей немцами.

По информационной части журнала можно составить представление о других формах патриотической активности РПЦ в последние годы войны.

Пожертвования

Патриотический подъем населения СССР был так велик, что, несмотря на разруху, бедность, недостаток в самых необходимых вещах, поток средств на нужды Красной армии не ослабевал и на четвертый год войны. Верующие и духовенство РПЦ самым активным образом участвовали во всенародном деле. В первом номере ЖМП за 1944 г. сообщается, что, по призыву митрополита Николая (Ярушевича), прихожане Московских храмов в день праздника Рождества Христова весь тарелочный сбор, составивший 300 тыс. рублей, отдали на подарки Красной армии в знак благодарности "дорогим воинам за их подвиги, увенчанные блестящими победами на полях брани"68. Такие сборы прошли по всем епархиям.

23 марта 1944 г. от лица духовенства и верующих Москвы к Сталину с телеграммой обратились протоиерей Николай Колчицкий и московские благочинные: "Воодушевленные новым триумфом нашего оружия, верующие и духовенство Москвы собрали 1 000 000 рублей и просят принять их на сооружение самолетов. Да даст Господь Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, сил и здоровья для скорейшего победоносного завершения войны с гитлеровскими людоедами"69.

В том же 4-м номере ЖМП за 1944 г., где публиковались телеграмма и ответ на нее Сталина, с его низменным "искренним приветом и благодарностью Красной армии", помещена была статья "На алтарь родины" митрополита Николая (Ярушевича) о передаче танковой колонны имени Димитрия Донского действующей армии. В приветственной речи на церемонии передачи митрополит Николай сказал слова, в которых, как кажется, чувствуется тот особый настрой, с каким паства РПЦ своими пожертвованиями и молитвами служила делу Победы: "От имени Патриарха Сергия, своего имени, от имени всей нашей Церкви, я хочу сказать вам, дорогие братья-воины, из глубины сердца: Бог в помощь вам в вашем святом деле защиты Родины! Пусть эти боевые машины, руководимые вашей крепкой, как гранит, волей к победе, несут мщение и смерть фашистским палачам нашего народа, истерзавшим и залившим кровью часть нашей священной Родины, этим сатанистам - врагам культуры и народного счастья, врагам человечества, недостойным носить человеческое имя, недостойным жить на земле! Духом с вами будем все мы, весь наш советский народ во всех ваших бранных подвигах. Мы пламенно молимся о победе нашего оружия и пламенно веруем в конечное торжество свободы, правды, мира…"70

С истинно христианской самоотверженностью участвовали в сборе средств на нужды Красной армии верующие и духовенство из освобожденных от фашистских захватчиков районов.

В разоренном оккупацией Орле, "по освобождении его от немцев, с сентября 1943 г. по июнь 1944 г. на нужды, связанные с войной, внесено в отделения Госбанка от церквей и священнослужителей два миллиона пятьдесят одна тысяча пятьсот сорок шесть рублей и продуктов и вещей на двести сорок четыре тысячи пятьдесят рублей"71.

В период времени с окончания оккупации осенью 1943 г. по июнь 1944 г. "пожертвования от церковных православных общин и духовенства Ростовской области на нужды, связанные с войной, выразились в общей сумме 3 160 184 руб."72.

Благочинный Заветнинского района Ростовской-на-Дону области протоиерей М.Молчанов, сам лично внесший 25 150 руб., пишет в отчете, что "эти пожертвования можно уподобить "лепте вдовицы", но, принимая во внимание, что жители пострадали от владычества немцев, которые разграбили и уничтожили домашнее и колхозное имущество, инвентарь, угнали скот, нас утешает, что и наша малая капля влилась в общую многоводную реку всенародной помощи нашей Родине"73. Это - характерное настроение для духовенства и верующих в Великую Отечественную войну.

"Особенное значение в заключительный период войны имел начатый в октябре 1944 г. сбор средств в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной армии. Еще в мае 1944 г. митрополит Алексий и его сестра А.Погожева передали свою дачу на станции Сиверская под детский дом для детей погибших солдат и офицеров"74.

Молитва

Не прекращается молитва о даровании победы и о помощи Божией отечественному воинству. Патриотическая проповедь и благодарственный молебен в честь очередного выигранного сражения или освобожденного города в сочетании с краткой заупокойной молитвой после Литургии стали повседневной частью богослужебной жизни.

Церковная жизнь

Главными событиями в церковной жизни 1944-1945 гг. были, несомненно, кончина Патриарха Сергия и Поместный собор 1945 г, на котором новым Патриархом был избран исполнявший на тот момент обязанности Патриаршего местоблюстителя митрополит Алексий (Симанский).

Местоблюстительство митрополит Алексий принял по решению Священного Синода 15 мая 1944 г., согласно завещательному распоряжению Патриарха Сергия, составленному еще 12 октября 1941 г. Началась подготовка к Поместному Собору, на проведение которого было получено согласие властей. Последним подготовительным к Поместному Собору этапом был Архиерейский Собор 22-24 ноября 1944 г., на котором после ряда заслушанных докладов был принят проект Положения об управлении Русской Православной Церковью, утверждены программа грядущего Собора, порядок избрания Патриарха и утверждено чинопоследование интронизации. В ходе обсуждения процедуры избрания против открытого голосования, предложенного протоиереем Николаем Колчицким (исход которого на самом деле уже был утвержден в Совете по делам РПЦ), выступил архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Он не согласился с принятым решением и впоследствии просто не получил приглашения на Поместный Собор.

Поместный Собор

Собор открылся 31 января 1945 г. Общее число членов и гостей его составило 204 человека. Среди гостей присутствовали Патриархи Александрийский Христофор, Антиохийский Александр III, Грузинский Каллистрат, представители Вселенского и Иерусалимского Патриархатов, делегации Сербской и Румынской Церкви. Епархии Русской Церкви и Экзархат Московской Патриархии в Америке представляли 4 митрополита во главе с Патриаршим Местоблюстителем, 13 архиепископов и 29 епископов, 87 клириков и 38 мирян, назначенных Правящими архиереями. Собор принял "Положение об управлении РПЦ" и избрал нового Патриарха.

Согласно новому положению высшая церковная власть по-прежнему принадлежала Поместному Собору, созыв которого, правда, был поставлен в зависимость от многих обстоятельств. Патриарх управлял Церковью вместе со Священным Синодом, структура последнего сохранялась без изменения - три постоянных члена Синода и три временных. Образовывалась система синодальных учреждений - Учебный совет, Издательский совет, Хозяйственное управление, Отдел внешних церковных сношений. Епископы на кафедры назначались Патриархом, настоятели храмов - епархиальными архиереями. Нововведением было включение настоятелей храмов в члены приходской общины и непременное назначение их председателями приходских советов. Таким образом, достигалась иерархическая сплоченность Церкви, ликвидировалась ненормальная ситуация, когда настоятельство лишено было хозяйственно-финансовых функций и ограничивалось лишь устройством богослужебной жизни прихода.

Ход Поместного Собора освещался в советской прессе, кинохроника запечатлела основные его этапы. После Собора начался новый период в церковно-государственных отношениях, период наибольшего благоприятствования РПЦ со стороны советского руководства.

Переход к новой фазе взаимоотношений Русской Церкви и Советской власти готовился с обеих сторон в течение 1944-1945 гг.

Возвращение к правильному устройству и функционированию церковного организма на всех уровнях от Синода до приходов и относительная благосклонность властей позволяли РПЦ разрешать многие наболевшие проблемы церковной жизни.

Приходы

Одной из первоочередных проблем была нехватка действующих храмов. Ситуация с открытием церквей в СССР была сложной. С одной стороны наблюдался явный рост числа приходов Московской Патриархии: "В августе 1944 г. в СССР их действовало 8809, а в июле 1945 г. уже 10243"75. С другой стороны, рост мог быть более быстрым, если бы не закрывались от 20 до 25 процентов из всех храмов, открытых немцами на оккупированных территориях, а заявления верующих об открытии церквей удовлетворялись в большем количестве. Эти заявления шли мощным потоком в местные органы власти и в Совет по делам РПЦ. М.Шкаровский приводит следующие цифры: "За 1944 г. поступило 6702, а за 1945 г. еще 5986 заявлений об открытии 4292 церквей. Из них было удовлетворено 716, то есть всего 17%"76. Данные за 1944 г. и первое полугодие 1945 г. в докладе Г.Г.Карпова начальнику пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г.Ф.Александрову о деятельности РПЦ в СССР от 30 августа 1945 г. другие: "Из всех, поступивших до 1 июля с. г. 5770 ходатайств об открытии церквей (не считая повторных), просмотрено и удовлетворено советом по предоставлениям обл. (край)исполкомов 414 ходатайств, отклонено на местах 3850 и находятся на рассмотрении 1506 заявлений"77. Цифры менялись в процессе уточнения, и в справке Совета по делам Русской Православной Церкви от 31 октября 1945 г. приводятся исправленные данные: "открыто немцами в период оккупации примерно 6500 церквей"; "открыто за 1944-1945 гг. 529 церквей"; "за 1944 г. - 208"; "за 10 месяцев 1945 г. - 321"; всего к 31 октября 1945 г. "на территории Союза действующих православных церквей и молитвенных домов 10358"; заявлений от верующих поступило 6770, отклонено - 4850, находится на рассмотрении 1391, "таким образом, удовлетворено за 1944-1945 гг. 9,8% рассмотренных ходатайств"78.

Распределение церквей и молитвенных домов по стране было крайне неравномерно. Согласно докладу Г.Г.Карпова, по данным на 1 июля 1945 г., в Украинской ССР было 6072 действующих храма, а в РСФСР - 2297, в Белорусской ССР - 633, в Молдавской ССР - 615, в Прибалтике - 343, в остальных союзных республиках - 8379. Если в Винницкой области действовало 822 церкви, в Киевской - 604, в Ровенской - 438, то на всю Тамбовскую область приходилось 16 церквей, на Архангельскую - 11, в Московской области 14 районов не имели ни одной церкви (хотя в одном Раменском районе их было 14), а на Дальнем Востоке и в Сибири целые края и автономные союзные республики имели от одного до пяти действующих храмов.

Конец расколов

Часть храмов перешли в ведение Московской Патриархии в процессе ликвидации обновленческого раскола. Стихийное возвращение обновленческих приходов в виде единичных случаев началось еще в 1942 г. В первой половине 1943 г. отдельные обновленческие архиереи стали искать возможности перехода к "староцерковникам", после же избрания Патриарха Сергия возвращение обновленческого духовенства под патриарший омофор стало массовым. Священнослужители принимались в сущем сане, если были рукоположены в него до 1923 г. и после не вступали в брак. Духовенство обновленческого рукоположения принималось мирянами, с возможностью, если не было канонических препятствий, принятия законной хиротонии. "Всего, по некоторым сведениям, принесли покаяние 25 архиереев старого, до 1923 года, поставления и 13 архиереев нового поставления"80.

После покаяния последних 4 григорианских епископов в 1943 г. закончил свое существование и григорианский раскол.

Духовенство

Точных данных о числе священнослужителей РПЦ за 1944-1945 гг. нет. Очевидно, что Церковь испытывала нехватку как в епископах, для замещения вдовствующих кафедр, так и в священниках, для служения на новых приходах. Пополнение епископата происходило различными путями: за три года (1943-1946) были хиротонисаны 36 человек; 17 человек были освобождены из тюрем и лагерей; назначение на кафедры получали епископы, находившиеся на покое. Получила распространение практика рукоположения вдовых священнослужителей, получивших постриг за несколько дней перед епископской хиротонией. Только за время местоблюстительства с мая 1944 по январь 1945 гг. митрополит Алексий (Симанский) совершил 10 епископских рукоположений. "К осени 1944 г. епископат Русской Православной Церкви насчитывал уже около 50 Правящих архиереев"81. Сходным образом пополнялся штат священнослужителей, за исключением того обстоятельства, что большая доля священнических хиротоний совершалась на оккупированных территориях. Из 264 священников, хиротонисанных в РСФСР в годы Великой Отечественной войны, 240 было рукоположено в областях, занятых немцами82. Зачастую иерейские хиротонии получали самоучки из мирян для срочного замещения должностей приходских священников. Безусловно, духовно-образовательный уровень духовенства оставлял желать лучшего. Возобновление духовного образования стало неотложной задачей церковного руко-водства.

Духовные школы

Получив разрешение от властей на восстановление духовного образования в СССР, Патриарх Сергий поручил архиепископу Саратовскому Григорию (Чукову) разработать проекты "Положения о Православном богословском институте в Москве" и "Положение о богословско-пастырских курсах в епархиях". Проекты были составлены, утверждены Синодом и представлены 9 ноября 1943 г на утверждение Сталину. 28 ноября 1943 г. СНК СССР постановил: "Утвердить предложения Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР о разрешении открытия в Москве православного богословского института и их курсов"83. В 4 номере ЖМП за 1943 г. было помещено объявление о начале приема с января 1944 г. слушателей Богословско-пастырских курсов и студентов в Православный богословский институт. Слушателями курсов могли стать "лица православного исповедания не моложе 18 лет, прошедшие общеобразовательную школу (не ниже неполной средней)", в студенты института принимались "лица православного исповедания не моложе 18 лет, прошедшие какое-либо высшее учебное заведение или полную среднюю общеобразовательную школу"84. Открытие богословского института и пастырских курсов состоялось в день памяти святого мученика Иустина Философа 14 июня 1944 г., в помещениях Новодевичьего монастыря. "Учебные аудитории института разместились в Лопухинском корпусе, а его общежитие и аудитория богословско-пастырских курсов - в помещениях при монастырской Успенской церкви. Первым ректором института и курсов стал протоиерей Тихон Попов. К преподаванию были привлечены настоятели и священники московских храмов, окончившие когда-то Московскую, Петербургскую, Киевскую, Казанскую духовные академии… В первый, 1944 г. принимали без всяких экзаменов и было зачислено 36 человек. Но после первого курса половину воспитанников пришлось отсеять… В следующий учебный год в первый класс зачислили 56 человек, в другие классы - 26"85. 29 декабря 1945 г. Патриарх Алексий освятил Успенскую церковь Новодевичьего монастыря, которая стала для новооткрытых духовных школ местом духовного становления, прохождения пастырской и клиросной практики.

Возрождение

Возрождение церковной жизни шло по всем направлениям. "В 1945 г. функционировало 104 монастыря (вместе с 22 закарпатскими), в которых проживало 4632 насельника"86. В "Журнале Московской Патриархии" патриотические материалы стали постепенно отходить на второй план, все больше места уделялось богословско-пастырской теме. Послания иерархов, донося до паствы евангельское слово и его спасительный смысл, побуждали клир и верующих к очищению церковной жизни и устранению различных нравственных недостатков. С подачи советского правительства возобновилась международная деятельность РПЦ, налаживались утраченные связи с заграницей.

Советская власть: и да, и нет

"В 1943-1945 гг. СНК СССР принял около 20 постановлений и распоряжений, касавшихся религиозных объединений. Среди них: о порядке открытия церквей (ноябрь 1943 г.), об открытии текущих счетов епархиальных управлений и приходов в Госбанке СССР (1944 г.), об освобождении от призыва и мобилизации священнослужителей (ноябрь 1944 г.), о порядке открытия молитвенных зданий религиозных культов (декабрь 1944 г.), о предоставлении религиозным общинам права юридического лица в части аренды, строительства и покупки в собственность домов, строений, транспорта и утвари (1945 г.), о порядке обложения доходов монастырей и предприятий при епархиальных управлениях (1945 г.)"87. Постановления СНК носили разрешительный характер, но при этом максимально усложняли процедуру предоставления Церкви ранее недоступных возможностей. Так, ходатайство об открытии церкви должно было пройти три инстанции: местные органы власти, СД РПЦ и СНК СССР. Впрочем, иногда Совету по делам РПЦ приходилась защищать верующих от произвола местных властей, и не всегда эта защита была эффективной. Епархиальные архиереи постоянно сталкивались с ограничениями, затруднявшими нормализацию церковной жизни. Например, просьба мирополита Алексия (Симанского) и архиепископа Григория (Чукова) в августе 1944 г. разрешить клирикам проводить службы и требы в соседних с их приходами пустующих храмах не была удовлетворена. Многие храмы, вследствие длительного отсутствия богослужений, были исключены из списка действующих, потому что разрешение на служение клириков одновременно в нескольких храмах так и не было получено даже после повторных ходатайств. Колокольный звон в православных храмах был разрешен повсеместно 10 января 1945 г., но на основании того, что звон был возобновлен в храмах во время немецкой оккупации88.

Обновленческий раскол прекратил свое существование после того, как потерял поддержку государственной власти - в 1943 г. Сталин сделал выбор в пользу Московской Патриархии. Особых усилий от советской власти в деле ликвидации обновленчества не понадобилась. Сталин лишь одобрил предложение Г.Г.Карпова не препятствовать возвращению обновленческих приходов в патриаршую церковь.

Все важнейшие документы, касавшиеся внутренней жизни РПЦ, такие как проект "Положения об управлении Русской Православной Церкви", "Положение о Православном богословском институте" и другие, проходили процедуру рассмотрения в совете, который представлял их на одобрение СНК СССР и лично Сталину.

Можно констатировать, что в целом качественные изменения во взаимоотношениях Церкви и государства имели место, но не носили всеобъемлющий характер. Указывает на это и тот факт, что "репрессии в отношении духовенства и верующих заметно снизились, но не прекращались за все время Великой Отечественной войны"89. "В 1944-1946 гг. количество смертных казней ежегодно составляло более 100 человек"90. "Следует указать, что в 1944-1945 гг. на освобожденных территориях также проводились многочисленные аресты духовенства "за сотрудничество с фашистами", в подавляющем случае без всяких реальных оснований. Только на Северо-Западе России было арестовано не менее 50 священнослужителей, в том числе уже утвержденных в должностях архиереями Патриархии и даже иногда назначенных благочинными"91.

Таким образом, для советской религиозной политики военных лет характерна определенная двойственность, нараставшая по мере все большей заинтересованности правительства в деятельности Церкви. В первый период войны эта деятельность была полезна государству для поддержки армии, консолидации общества, укрепления национально-патриотического духа, получения международной поддержки. Позднее у советского руководства появились новые планы использования РПЦ в государственных целях. Однако, чтобы использовать Церковь, следовало предоставить ей определенную свободу, свободная же Церковь в тоталитарном Советском Союзе была немыслима. Поэтому государство постоянно держало руку на горле Церкви, временами ослабляя хватку предоставлением различных возможностей, временами сжимая строгими ограничениями, но, главное, всегда сохраняя всеохватывающий контроль. Несомненно, имела место и "попытка встроить Церковь, как традиционный общественный институт, как хранительницу национального прошлого, в систему сталинской великодержавности"92. Последняя, конечно же, не подразумевала отказа от марксистской идеологии, и ее неотъемлемой части - научного атеизма. Это идеологическое противоречие новой религиозной политики, вкупе с так и неотмененными правовыми и административными ограничениями деятельности Церкви, установленными советской властью еще в 1920-х гг., предопределяли драматическую судьбу церковно-государственных отношениях вплоть до падения советского строя.

10 апреля 1945 г. произошла вторая встреча Сталина с иерархами Русской Православной Церкви. В ней с церковной стороны участвовали Патриарх Алексий, митрополит Николай (Ярушевич) и протопресвитер Николай (Колчицкий. Встреча продолжалась 55 минут93. "В беседе обсуждались вопросы, связанные с патриотической деятельностью Церкви на завершающем этапе войны; Сталин говорил, что Русской Церкви предстоит внести огромный вклад в дело укрепления международных позиций Советского государства, в налаживание внешних контактов. Обсуждалась также возможность расширения сети духовных школ и создание Церковью своей издательской и полиграфической базы"94. Планы властей относительно РПЦ МП гораздо откровеннее высказал К.Е.Ворошилов в разговоре с Г.Г.Карповым: "У Русской Церкви - большое будущее. Она наш козырь в Прибалтике, Восточной Европе, за границей вообще"95. И до того момента, пока советское руководство не поменяло свои планы, для Русской Церкви продолжался период относительного благоприятствования.

Какова бы ни была советская политика в отношении Православия, Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны мужественно исполняла свой патриотический долг, укрепляя дух защитников Родины, утешая осиротевших жен и матерей, поддерживая тружеников тыла, неустанно вознося молитвы о спасении России. Перефразируя слова поэта, можно сказать, что Русская Церковь была со своим народом там, где ее народ, к несчастью, был.


63 Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов /Сост.: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М., 2009. С. 268.
64 Там же. С. 269.
65 ЖМП. 1943. №4. http://www.jmp.ru/jmp/43/04-43/00-c.htm
66 Там же.
67 Первый номер ЖМП вышел тиражом 3 000 экземпляров. "Со второго номера за 1943 г. тираж ЖМП был увеличен до 5 000 экземпляров, а начиная с № 9 за 1944 г. - составлял 6 000 экземпляров". Любартович. В.А. У истока возрождения издательского дела Московской Патриархии//ЖМП. 2003. №9. http://www.jmp.ru/jmp/03/09-03/01.htm
68 ЖМП. 1944. №1. http://www.jmp.ru/jmp/44/01-44/06.htm
69 ЖМП. 1944. №4. http://www.jmp.ru/jmp/44/04-44/02.htm
70 Там же. http://www.jmp.ru/jmp/44/04-44/06.htm
71 ЖМП. 1944. №7. http://www.jmp.ru/jmp/44/07-44/08.htm
72 ЖМП. 1944. №9. http://www.jmp.ru/jmp/44/09-44/12.htm
73 Там же.
74 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. С. 155.
75 Одинцов М.И. Великая Отечественная война (1941-1945) и религиозные организации в СССР // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 414.
76 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. С. 221.
77 Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов / Сост.: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М., 2009. С. 480.
78 Там же. С. 504.
79 Там же. С. 477.
80 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. С. 206.
81 Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви, 1917-1997//История Русской Церкви. М., 1997. Кн. 9. С. 317.
82 Там же. С. 336.
83 Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов / Сост.: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М., 2009. С. 262.
84 ЖМП. 1943. №4. http://www.jmp.ru/jmp/43/04-43/12.htm
85 Трофимчук.М.Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. Сергиев Посад, 2005. С. 9-14.
86 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. С. 221.
87 Одинцов М.И. Великая Отечественная война (1941-1945) и религиозные организации в СССР // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 414.
88 Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов / Сост.: Васильева О.Ю., Кудрявцев И.И., Лыкова Л.А. М., 2009. С. 362.
89 Там же.
90 Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // ПЭ. РПЦ. М., 2000. С. 187.
91 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010. С. 217.
92 Светозарский А.К. Послевоенный рубеж в истории Русской Православной Церкви и Московской духовной академии: 1948 г. Актовая речь на торжественном годичном акте Московских духовных школ 14 октября 2008 г. http://www.bogoslov.ru/text/357184.html
93 На приеме Сталина. Тетради (журналы) записей лиц, принятых И.В.Сталиным (1924-1953 гг.). Справочник / Научный редактор А.А.Чернобаев. М., 2008. С. 451.
94 Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви, 1917-1997 // История Русской Церкви. М., 1997. Кн. 9. С. 328.
95 Там же. С. 329.

Источник: http://www.mepar.ru/
Фото: http://sensusware.ru

Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Часть 1
Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Часть 2



Блокада. История нашей семьи
Как он стал от нас далек?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: Pravklin (24.06.2012) | Автор: Протоиерей Николай Крячко
Просмотров: 4702
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz