Автор: Виталий Питанов
Должно вам знать, что враг искушает
верных видом добра, и многих успевает прельщать,
от того, что у них нет рассуждения и мудрости.
Св. Антоний Великий1
Виталий Питанов
Зло многолико. Священное Писание называет дьявола отцом лжи (см. Ин. 8:44), детей же сатаны можно узнать по их готовности использовать ложь ради собственной выгоды.
С первых же дней своего существования Христианская Церковь неустанно подвергается разного рода нападкам за проповедь Евангелия. В Священном Писании мы находим свидетельства о попытках представителей оккультного языческого мира противостоять воле Божией (см. Исх. 7:11-22), отклонить от веры обратившихся ко Христу: например в книге Деяний упоминается волхв Елима (апостол Павел назвал его "сыном дьявола" (Деян. 13:10-11)), старавшийся отвратить от христианства проконсула (см. Деян. 13:8-10). Неустанно продолжают заниматься богоборческой деятельностью духовные последователи волхвов того времени, которые ныне зовут себя эзотериками, оккультистами, йогами и, выполняя волю отца своего, противостоят Евангелию, пытаясь подменить его собственным откровениями. Святой Антоний Великий учит: "…враги истины непрестанно усиливаются уничтожить истину"2. Но, как говорит Евангелие: "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу" (Мк. 4:22).
Священное Писание учит: "…сам сатана принимает вид Ангела света" (2 Кор. 11:14). В наше время эта истина также находит самое очевидное подтверждение. Современные оккультисты стараются активно спекулировать святыми для каждого православного христианина именами, интерпретируя слова и поступки святых выгодным для себя образом. И это несмотря на то, что сейчас не составляет труда обратиться к житийной литературе и к святоотеческому наследию, изучив которые, можно с легкостью выявить ложность приписываемых православным святым оккультных идей и утверждений. Св. Антоний Великий, св. Иоанн Кронштадтский и преподобный Сергий Радонежский - имена этих людей, явивших собой пример высочайшего духовного подвига и святости, профанируются современными оккультистами, называющими себя агни-йогами. Православным святым приписываются те идеи, которым они противостояли, и служение той силе, которой они противились. Об этой уловке лукавого св. Антоний писал: "Противьтесь диаволу и старайтесь распознавать его козни. Он горечь свою обычно скрывает под видом сласти, чтоб не быть открытому, и устраивает разные призрачности, красные на вид, - которые, однако ж, на деле совсем не то суть, - чтоб обольстить сердца ваши хитрым подражанием истине (выделено нами. - В.П.), которая достойно привлекательна: к этому направлено все его искусство, чтобы всеми силами противиться всякой душе, добре работающей Богу…"3. Итак, в чем же ложь современных оккультистов?
Рерихи, пытаясь "подражать истине", стремятся опереться в своих духовных изысканиях на авторитет православных святых. Вот что писала в одном из своих писем Елена Рерих: "… я очень уважаю отца Иоанна Кронштадтского, ибо морально он был выше многих своих коллег и единоверцев…"4. Далее, она "вспоминает" о том, как некогда отец Иоанн Кронштадтский обратился к Николаю Рериху со словами: ""Во всех трудах своих смотри в основу и углубляй добро", так был один из заветов мне от отца Иоанна Кронштадтского"5. С помощью этого нехитрого, но весьма действенного способа Рерихи создавали в глазах своих последователей иллюзию благословения православным святым дальнейшей своей деятельности, в частности создания агни-йоги. Елена Рерих пишет о своем почитании св. Антония Великого: "В христианстве я придерживаюсь веры первых отцов христианства. И особенно люблю …св. Антония (выделено нами. - В.П.)."6. К сожалению, заявление Елены Рерих о характере ее веры нельзя назвать правдивым, любовь же Елены Ивановны к творениям св. Антония отличалась большой спецификой, главная отличительная черта которой - избирательность: выбирая отдельные фрагменты писаний св. Антония Великого, Елена Рерих интерпретировала их в удобном для учения агни-йоги смысле, игнорируя множество тех страниц, которые прямо противоречат доктринам Живой Этики7. Также Рерихами написано много высоких слов и о преподобном Сергии Радонежском. Однако при изучении агни-йоги оказывается, что Рерихи проповедовали "иное Евангелие" (Гал. 1:6-8) и "иного Христа" (Мф. 24:23-28), нежели те святые, на авторитет которых они пытались опереться; фактически агни-йога подводит людей к служению "иным богам" (Иер. 25:6)8. В данной статье мы попытаемся разобраться в вопросе: кого же в действительности чтили Рерихи и насколько духовное наследие этой семьи созвучно с наставлениями упоминающихся в их трудах православных святых.
На страницах книг Рерихов читатель встречает много восторженных эпитетов в адрес прп. Сергия Радонежского, однако не стоит забывать, что это почитание относится отнюдь не к тому православному подвижнику, каким он остался в памяти Церкви: прп. Сергий был для Рерихов и их последователей одним из махатм Шамбалы, и содержание его веры, по их мнению, соответствует учению Живой этики. Например, один из ведущих представителей современного рериховского движения Ю.М. Ключников пишет: "Сегодня Знамя Преподобного Сергия - Знамя Учения Живой Этики поднято над нашей Родиной во имя ее прекрасного будущего и процветания всего мира"9. Елена Рерих пишет о прп. Сергии как о представителе оккультной иерархии "сил света": "Только сила преданности и устремления к Служению Великой Иерархии Света может спасти от широко расставленных сетей Князя Мира сего. Нам, русским, уготовано спасение под знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника Пр. Сергия Радонежского"10.
Необходимо отметить, что те убеждения, которые исповедовали православные святые, упоминаемые Рерихами, отвергаются агни-йогой. Например, о монашестве и монастырях в агни-йоге сказано: "Мы решительно против монастырей как антитезы жизни…"11; "Путь отшельничества не Наш путь. Нужно принести жизни цветы опыта. Также, кто решит для себя легкую задачу непотревоживаемого существования12?"13 Можно напомнить последователям Рерихов, что св. Антоний Великий, о котором Елена Рерих отзывалась с такой теплотой, является "основоположником отшельнической формы монашества"14. Преподобный Сергий Радонежский принял монашество в двадцать три года15, и вскоре основанный им монастырь стал "центром русского монашества"16. Заметим, что сам преподобный Сергий основал два монастыря, его ученики еще при его жизни основали двадцать пять монастырей, а после его смерти довели число основанных ими монастырей до семидесяти17. Св. Иоанн Кронштадтский не был монахом, но всю жизнь жил как монах, неся свой подвиг в миру, что видно из письма к нему прп. Феофана Затворника: прп. Феофан "счел необходимым … высказать, что он (св. Иоанн Кронштадтский. - В.П.) взялся за … подвижническую жизнь в миру, среди всех житейских соблазнов и невзгод…; что никто со времени принятия христианства, не только в России, но и на Востоке, не решался на подобный путь, будучи не монахом, а священником, живя вне ограды и стен монастырских…"18.
Изучая духовное наследие Рерихов, можно увидеть, что они проповедовали якобы существующее духовное единство всех религий: "Истинно, век черный кончится возглашением Общины! Сергий рубил ее топором, Бёмэ колотил молоточком19. Учитель Будда руками слагал. Христос мост ей приготовил"20. Но вот мнение по этому вопросу св. Иоанна Кронштадтского: "Святая Церковь - величайшее, святейшее, благостнейшее, премудрое, необходимое учреждение Божие на земле: это истинная скиния Божия, юже водрузи Господь, а не человек, - не Лютер, не Кальвин, или Магомет, или Будда, или Конфуций и другие подобные, грешные, страстные люди"21. Елена Рерих утверждала, что, "…установив исключительность Сыновства и естества Божьего в Иисусе Христе, Церковь тем самым разъединила его навсегда с человечеством. Так произошли страшные кощунственные явления: изъятие Иисуса Христа из жизни человечества, уничтожение Его жизненного Подвига и страшное внушение понятия, что крестная смерть Христа спасла человечество от первородного греха и всех последующих"22. Но если обратиться к трудам св. Антония Великого, то можно увидеть, что он явно не разделил бы взглядов Елены Рерих, в частности св. Антоний пишет: " (Господь. - В.П.)…определил послать Сына Своего Единородного, Который и есть единственный (выделено нами. - В.П.) Врач наш"23.
Имеют ли растения душу? Вопрос не праздный, так как агни-йога и теософия исповедуют принцип духовной эволюционности: душа, или монада, сначала развивается в минеральном царстве, потом - в растительном, далее - в человеческом, ангельском и т.д.24 Согласно учению Рерихов, камень, растение и человек отличаются только уровнем эволюционного развития. Душа человека по своей природе тождественна душе камня, растения, любого живого существа; разница между душой человека и, скажем, душой камня состоит только в достигнутом уровне духовной эволюции. Более того, в учении агни-йоги понятие "христос"25 предстает как наименование одного из высших, с точки зрения земного этапа духовной эволюции, уровней развития души. Коль скоро разница между Иисусом Христом и любым человеком состоит только в уровне их духовного развития, это значит, что каждый человек в процессе "духовной эволюции" может стать "христом". Такова в двух словах логика учений агни-йоги и теософии. Но если у растений души нет, то данная эволюционная цепочка разрушается. Итак, как же быть с душой растений? Как на поставленный вопрос отвечает агни-йога и какой ответ дает христианство? "Махатмы" писали: "…каждый алмаз, каждый кристалл, каждое растение и звезда имеют свою индивидуальную душу, не говоря уже о человеке и животном, и существует иерархия душ от самых низших форм материи вверх до Мира Духа..."26. Елена Рерих в своих письмах отмечала: "…монада, будет ли она заключена в минерале, растении, животном или человеке, едина в сущности своей"27. Ответ Христианской Церкви на поставленный вопрос выразил, в частности, св. Антоний Великий: "Против тех, кои дерзают говорить, что растения и травы имеют душу, написал я сию главу к сведению для простейших. Растения имеют жизнь физическую, но души не имеют (выделено нами. - В.П.)… Жизнь в растениях держится и без души, и без дыхания, и без ума и бессмертия…"28. Как видим, и в этом вопросе учение агни-йоги идет вразрез с наставлениями св. Антония Великого.
Рерихи активно спекулировали и на теме почитания христианами Пресвятой Богородицы, например Елена Рерих в своих письмах отмечала: "Так и Сергий Радонежский особенно почитал Матерь Божью и в силу этого удостоился Видения Ее. Сколько деятелей были наставлены видениями этих подвижников! Можно ли после этого утверждать, что угодники не знали о Иерархии Светлых Сил!"29. Вывод следует из этого высказывания интересный: преподобный Сергий чтил Богородицу, значит, он знал об оккультной иерархии "сил света"! Несомненно, знал, но какова природа этой иерархии видно хотя бы из активности борьбы "сил света" со всем тем, что было свято для преподобного Сергия. Более того, преподобному приходилось при жизни встречаться с представителями данной иерархии30. Но вернемся к образу Богородицы. Елена Рерих пишет о Ней: "Матерь общая Владыкам, - не символ, но великое явление женского начала, представляющего духовную Матерь Христа и Будды"31. Как выше уже отмечалось, отец Иоанн Кронштадтский прямо отрицает подобного рода духовное единство. Далее, говоря о Матери Божией, Елена Рерих пишет: "Матерь Мира - великая творческая сила в нашей сущности"32; "Матерь Мира является символом женского начала в новых эпохах…"33; "Одно русло, одно знамя - Майтрейя, Матерь, Материя!"34. Но подобное восприятие Богородицы не имеет никакого отношения к православному вероучению, тем более что апофеозом рериховского представления о Божией Матери является следующее заявление: "Так Матерь Агни Йоги (Е.И.Рерих. - В.П.) несет человечеству чашу спасения"35. По обыкновению любые оккультные труды заканчиваются банальной манией величия, и не Христос фигурирует на первом плане и не Матерь Божия, а новая "спасительница" человечества по имени Елена Рерих. Что же касается явления преподобному Сергию Радонежскому Пресвятой Богородицы, то это подлинное событие36, но в результате этого чудного явления преподобный Сергий не превратился в почитателя "сил света", в оккультиста. Почему? Ведь если Елена Рерих писала правду, это должно было бы случиться. Учитывая же то количество учеников, которое было у преподобного Сергия, и тот авторитет, которым он обладал при жизни, Россия должна была бы стать не православной страной, а оккультной, чего, к счастью, не произошло. Причина этого банально проста: Матерь Мира в учении Рерихов и Пресвятая Богородица не имеют между собой ничего общего, потому что, по словам Священного Писания: "Что общего у света с тьмою?" (2 Кор. 6:14).
©Питанов В.Ю.
Продолжение статьи
Рерихи против православных святых. Часть 2
Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? Часть 1
Хатха-йога: здоровье ценой вечной жизни? Часть 2
Литература
1 Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.38.
2 Там же. С.28.
3 Там же. С.45-46.
4 Письма Елены Рерих 1932-1955. Новосибирск. Вико. 1993. Письмо 07.05.39. С. 412.
5 Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.1. Минск. Лотаць. 1999. Письмо 02.06.34. С. 235
6 Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.2. Минск. Лотаць. 1999. С.11. Письмо 22.07.35
7 Подр. см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. Сайт: http://apologet.orthodox.ru/
8 Подр. см. там же.
9 Ключников Ю.М. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Святое имя. http://lib.agni-age.net/famil.htm
10 Письма Елены Рерих 1932-1955 . Новосибирск. Вико. 1993. Письмо 23.08.34. С.56
11 Живая этика. Озарение.2.4.3.
12 Так могут говорить только те, кто совершенно незнаком с монашеской жизнью, неизмеримо более тяжелой, чем жизнь в миру.
13 Живая этика. Знаки агни-йоги. 163.
14 О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Московская Патриархия. 1991. С.354.
15 Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. Минск. Лучи Софии. 2000. С.56.
16 О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Московская Патриархия. 1991. С.356.
17 Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. Минск. Лучи Софии. 2000. С.127.
18 Большаков Н.И. Источник живой воды жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. СПб., Царское дело. 1997. С.138.
19 Якоб Бёмэ - средневековый мистик-теософ, занимался сапожническим ремеслом. См.: Натаф А. Мэтры оккультизма. СПб., Академический проект. С.163-164.
20 Живая этика. Озарение. 3.6.4.
21 Прот. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. Московский Патриархат. 1992. С.96.
22 Письма Елены Рерих 1932-1955. Новосибирск. Вико. 1993. С. 121.
23 Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.28.
24 См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. Сайт: http://apologet.orthodox.ru/
25 Особенности написания обусловлены спецификой учения агни-йоги о Христе.
26 Письма Махатм. Самара. 1993. С. 86.
27 Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. Письмо 16.01.35. С.410.
28 Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.93.
29 Письма Елены Рерих 1932-1955. Новосибирск. Вико. 1993. Письмо 07.05.39. С. 405.
30 Преподобный Сергий, как почти все подвижники, подвергался мощнейшим искушениям бесов. См.: Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. Минск. Лучи Софии. 2000. С.66-68.
31 Живая этика. Озарение. 2.8.11.
32 Живая этика. Беспредельность. Ч.1. 38.
33 Живая этика. Озарение. 2.5.2.
34 Живая этика. Община. 72.
35 Живая этика. Беспредельность. Ч.1. 231.
36 Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. Минск. Лучи Софии. 2000. С.195-197. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|