Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Рерихи против православных святых. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 24.11.2024, 05:06 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Осторожно: секты

Рерихи против православных святых. Часть 2

Автор: Виталий Питанов

Рерихи против православных святых

Виталий Питанов

Любимый принцип оккультистов звучит просто: разделяй и властвуй. Принцип древний, часто используемый определенного рода силами. Как проще всего опорочить Церковь? Нужно показать, что Она преследовала своих лучших представителей. Попытаемся разобраться в этом вопросе подробнее. Елена Рерих пишет: "…Преподобный Сергий жил заветами Христа, но не церковными утверждениями. И его отказ от митрополичьего поста не происходил ли тоже от того, что Дух Его знал все расхождение церкви с Истиной?"37. Если преподобный Сергий был чужд Церкви, почему Она величает его "избранным воеводой земли Русской", "игуменом всея Руси"38, "столпом Церкви"39? Ведь если жизнь преподобного была далека от соблюдения "церковных утверждений", то не разумнее было бы для Церкви постараться его поскорее забыть? Если прп. Сергия Радонежского преследовали в Церкви, как вообще могло случиться, что ему предложили стать митрополитом Московским и всея Руси? Зачем Церкви предлагать высшую власть человеку, чуждому Ей? Что же касается отказа от сана митрополита, то его причина проста - величайшее смирение святого40. Митрополит Алексий хотел видеть в качестве преемника на кафедре преподобного Сергия, Великий Князь Дмитрий Иоаннович прочил в митрополиты своего духовника архимандрита Михаила, по прозвищу Митяй41. Митяй отличался гордыней, самонадеянностью и заносчивостью, он явно не являлся лучшей кандидатурой. В конце концов, даже князь Дмитрий Иоаннович присоединился к просьбе митрополита Алексея к преподобному занять Московскую кафедру, но прп. Сергий был непреклонен, не ощущая тяги к административной деятельности. Преподобный Сергий Радонежский отказался от предложенной ему власти, но причиной его отказа отнюдь не являлась якобы произошедшая утрата Церковью Истины (ведь если бы это было так, то почему прп. Сергий не покинул лоно Церкви?). Священное Писание говорит нам, что в Церкви "Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу (выделено нами. - В.П.). Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:4-11). Преподобный Сергий чувствовал призвание к определенному рода служению и остался верен ему. Но никакой антицерковной деятельностью он не занимался, никаких идей, чуждых церковным догматам, ни Он, ни Его ученики не проповедовали. Елена Рерих пишет: "Так и Преподобный Сергий не от внешней церковности, но от Духа, и кто понимает иначе, тот слеп и глух42. Но повстречаем и таких, кто будет настаивать, что Преподобный Сергий был истинным церковником, ибо он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и т. д. Но смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников…"43. Форма отражает содержание, но кто из православных христиан утверждает, что главное в Православии - форма? И кто утверждает, что главным в служении преподобного Сергия является строительство монастырей? Цель монашеского подвига, равно как и цель жизни мирянина - обожение, но монах "в безбрачии и строгом воздержании преодолевает господство стихийного природного начала в человеческой жизни… Монашеские заповеди означают намерение вести жизнь в соответствии со знанием Божественных заповедей"44. Преподобный Сергий и его ученики основывали монастыри для реализации того духовного идеала, к которому стремились, и сам факт строительства этих монастырей показывает наличие у них этого идеала. Но если вспомнить, что агни-йога отвергает монашество, то вполне можно заключить, что Рерихи не разделяли идеалы преподобного Сергия.

Теперь скажем несколько слов о "преследовавшемся" Церковью отце Иоанне Кронштадтском. Елена Рерих пишет: "Также и я очень уважаю отца Иоанна Кронштадтского, ибо морально он был выше многих своих коллег и единоверцев. Вероятно, по этой причине он был так жестоко оклеветан и преследуем при своей земной жизни. Но все же он обладал не только широким образованием, но, как мы видим по некоторым речениям его, и редчайшим даром синтетического сознания45"46, "во все века наиболее просвещенные пастыри подвергались гонению правящей церкви. Сколько клеветы было даже около современного нам отца Иоанна Кронштадтского, распускаемой его же сослужителями!"47. Действительно, в начале своего священнического служения отец Иоанн подвергался нападкам со стороны отдельных священнослужителей, а в конце жизни - со стороны либеральной прессы, которая всегда не любила Церковь и боролась с Ее лучшими представителями48. Каковы были причины нападок на отца Иоанна Кронштадтского? Образ его подвига был необычен, некоторые даже считали его юродивым, а, как писал сам отец Иоанн: "юродивые Христа ради своим странным поведением и отношением к ближним становится посмешищем всему миру…"49. Особенно враждебно к нему относилась часть интеллигенции50, что, в общем, понятно, учитывая царившую тогда в обществе атмосферу, которая вскоре привела к революции: "Для большинства образованных людей, чуждых заповеди апостольской о необходимости уметь различать людей по духу и избирающим более легкий способ познания почти всегда ошибочный по внешнему облику и по первому впечатлению, дорогой пастырь русского народа о. Иоанн, был всегда загадкой и какою-то тайною. Поэтому в своей жизни он дважды подвергся жесточайшему гонению, в начале своей деятельности, - по зависти окружающих и в конце жизни, - по злобе врагов Православия. Аристократия и интеллигенция ожидали видеть в нем величественного изящного пастыря, производящего впечатление интонацией голоса, пронизывающим взором и таинственностью изречений. Но небольшая худощавая его фигура, быстрота движений, характерные особенности сельского батюшки, производили на многих неблагоприятные впечатления"51. Да, прп. Иоанн Кронштадтский не всеми и не сразу был понят при жизни, но никак нельзя согласиться с намеком Елены Рерих на преследование отца Иоанна "правящей церковью": прп. Иоанн являлся настоятелем Андреевского Собора в Кронштадте52, был членом Священного Синода53 и имел огромное количество церковных и светских наград54, что плохо совмещается с идеей о его гонении. Что же касается отношения преподобного к Церкви, то оно выражено отцом Иоанном прямо: "Наш долг - держаться твердо веры во Христа, Его заповедей и всего учения, Его святой и спасающей Церкви, богослужения и установленных таинств - крещения, миропомазания, покаяния, причащения, священства и др. и свято хранить все учреждения Церкви, установленные для спасения и преуспеяния в вере и благочестии, как например праздники и посты…"55; "…кто не кается, не ходит в Церковь… тот не христианин"56.

В общем, Елена Рерих занимается обыкновенной фальсификацией истории с целью подтвердить свои малообоснованные утверждения. Что же касается личности св. Антония Великого, то, возвращаясь к трудам Рерихов, можно сделать вывод, что, видимо, Рерихам не удалось найти в житии этого святого ничего, что можно было бы представить в качестве доказательств "преследования" его Церковью.

В агни-йоге постоянно дискредитируется христианство. Для этого используются различные приемы: подмена понятий, как в случае с "почитанием" преподобного Сергия, когда "почитание" относится не к православному святому, а к оккультному махатме, фальсификация истории, как в случае с "преследуемыми" Церковью святыми; не обошли своим вниманием Рерихи и практику "умного делания".

"Умное делание", "исихазм", "духовное трезвение" - их основой является существующая в Православной Церкви практика непрерывного чтения Иисусовой молитвы: "Непрерывная внутренняя Иисусова молитва есть беспрерывное, никогда не престающее призывание божественного имени Иисуса Христа устами, умом и сердцем… Она выражается в следующих словах: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!""57. Подробно практика "умного делания" описывается в книгах Добротолюбия58. В агни-йоге сказано: "Вы уважаете Святого Сергия, но разве Он где-нибудь допускал магию? Он даже не разрешал умное делание, но между тем Он имел пламенные видения"59; "Всевозможные магические приемы, даже само умное делание будут попытками к Высшему Общению. Но новое приближение к Высшему устремляет к образам подвижническим, которые поверх всего подходили к непосредственному сердечному Общению"60. Есть прием, часто используемый в избирательных технологиях, который состоит в том, что на одной странице помещают информацию негативного содержания, скажем, об убийствах, катастрофах, а рядом - информацию о кандидатуре конкурента61. Цель этого приема - задействовать известный в психологии метод бессознательного переноса, состоящий в том, что человек, прочитав неприятный материал, пришел в определенное эмоциональное состояние и, начав знакомиться со следующим материалом, невольно перенес свои эмоции на его содержание. Примерно тот же прием используется и в агни-йоге: умное делание - это, конечно, неплохо, но посмотрите, что мы вам предлагаем, ведь это намного лучше! Это тонкий способ дискредитации определенной православной практики. Умное делание не имеет никакого отношения к магии, в отличие от самой агни-йоги, которая, по сути, является одной из ее форм62. Ученик преподобного Сергия Радонежского, блаженный Епифаний, написавший житие святого, утверждал, что преподобный Сергий постоянно имел перед своим взором образ св. Антония Великого63. Св. Антоний Великий учил: "Сидя в келии, налегай на труды рукоделия, но при этом имени Господа не отпускай от себя, но непрестанно вращай Его в уме твоем, поучайся Ему в сердце твоем и хвали Его языком твоим, говоря: Господи мой, Иисусе Христе, помилуй меня (выделено нами. - В.П.); или: Господи Иисусе Христе, пошли мне помощь Твою; или: Хвалю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе"64. Как видим, св. Антоний Великий призывал непрестанно творить Иисусову молитву! Каким образом Рерихи могут опровергнуть это, кроме использования голословных заявлений?

Святые отцы Церкви говорят об опасности мысленного представления образов тех личностей, к которым обращена молитва. Св. Антоний Великий писал: "Когда молишься, не придавай Божеству какого-либо облика, и не попускай, чтобы ум твой преображался в какой - либо образ, (или себя представлял под каким-либо образом, или, чтоб в уме твоем впечатлелся какой-либо образ); но невещественно приступи к невещественному, - и сойдешься с ним"65. А что по этому поводу сказано в агни-йоге? Там мы читаем: "если можете представить в сознании своем Лик Учителя до полнейшей отчетливости, то можете перенести свое сознание в Его сознание и как бы действовать Его силою. Но для этого нужно видеть Лик Учителя отчетливо до малейших подробностей, чтобы Изображение не дрожало, не искажалось, не меняло очертаний, что часто бывает. Но если после упражнений сосредоточения удастся получить стойкое Изображение Учителя, то можно иметь через это достижение большую пользу и себе, и ближайшим, и делам"66. Как видим, в агни-йоге предлагается вид духовной практики, которая строжайше запрещена в Православии, так как является прямым путем к прелести.

Земное или небесное царство искали Рерихи? В агни-йоге сказано: "Первое условие религии должно дать практическое решение жизни. Воздаяние небесное отвлеченно, надо приблизить воздаяние на земле"67. Св. Антоний Великий явно не разделяет подобную позицию: "Господь нам не сказал, что здесь будет воздаяние; но что здесь будут искушения, тесноты, нужды и скорби, а там воздаяние. Эта жизнь есть путь подвигов и искушений"68. Евангелие не оставляет сомнений на этот счет: "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18:36). На наш взгляд, не подлежит сомнению тот факт, что и в этом вопросе мнение православных святых и Рерихов явно расходятся.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Рерихи используют святые для каждого православного христианина имена с целью маскировки подлинного содержания своего учения. При этом они активно фальсифицируют историю, прибегают к голословным, ничем не подтвержденным заявлениям, лгут. Если же обратиться к описанию жития и трудам св. Антония Великого, прп. Иоанна Кронштадтского и прп. Сергия Радонежского, то можно увидеть, что вера, которой они жили, не имеет никакого отношения к оккультному учению агни-йоги. Те же, кто утверждает обратное, являются обыкновенными лжецами. К Рерихам можно отнести слова апостола Павла: "…лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их" (2 Кор. 11:13-15).

©Питанов В.Ю.

К началу статьи
Рерихи против православных святых. Часть 1


Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть 1
Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть 2


Литература
37 Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. Письмо 12.09.34. С. 342-323.
38 Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. Минск. Лучи Софии. 2000. С.8.
39 Там же. С.7.
40 Там же. С.153.
41 Там же. С.154.
42 Интересный способ приклеить ярлыки всем тем, кто не разделяет твоих взглядов. Принцип, используемой Еленой Рерих, прост: я права, кто не согласен со мною, тот глупец. Для человека, претендующего на "высокие посвящения", прием, на наш взгляд, некрасивый.
43 Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.2. Письмо 25.05.36. С. 217.
44 О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Московская Патриархия. 1991. С.357-358.
45 Интересно, в чем Елена Рерих видела проявление этого "синтетического" сознания? К сожалению, она этого не утончила.
46 Письма Елены Рерих 1932-1955. Новосибирск. Вико. 1993. Письмо 07.05.39. С. 412.
47 Письма Елены Рерих 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.1. Письмо 12.09.34. С. 333
48 Чем она, кстати, занимается и сейчас, обнаруживая тем самым свою духовную природу.
49 Большаков Н.И. Источник живой воды жизнеописание святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. СПб., Царское дело. 1997. С.123.
50 Там же. С.128.
51 Там же. С.136.
52 Там же. С.142.
53 Там же. С.146.
54 Там же. С.140-146.
55 Прот. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. Московский Патриархат. 1992. С.71.
56 Отец Иоанн Кронштадтский. Правда о Боге, мире и человеке. 1991. С.96.
57 Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Изд. Сретенского монастыря. 2004. С.19-20.
58 Там же. С.52.
59 Живая этика. Мир Огненный. Ч.2. 116.
60 Живая этика. Мир Огненный. Ч.2. 236.
61 См.: Березкина О. Как стать депутатом или продать себя на политическом рынке. СПб., Borey Print. 1997.
62 См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. Сайт: http://apologet.orthodox.ru/
63 Преподобный Сергий Радонежский. Житие, подвиги. Минск. Лучи Софии. 2000. С.94.
64 Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.97.
65 Св. Макарий Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.215.
66 Живая этика. Иерархия. 90.
67 Живая этика. Озарение.2.3.4.
68 Св. Антоний Великий. Добротолюбие.Т.1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1993. С.57.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Осторожно: секты | Добавил: Pravklin (02.12.2010) | Автор: Виталий Питанов
Просмотров: 3122
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz