Автор: Протоиерей Борис Балашов
Бог сотворил человека - Свое высшее создание - чистым и мудрым. Чтобы человек мог гармонично духовно-нравственно возрастать, Господь наделил его не только творческим умом, но и даром свободы. Только свободный человек способен полноценно любить, уподобляясь в этом Богу, Который Сам есть Любовь (см. 1 Ин. 4, 8).
Но дар свободы, полученный от Бога, предполагает, что этим даром можно злоупотребить. Такая трагедия и произошла с человеком. Он предал Божию любовь, отверг возможность покаяния, и грех исказил весь его внутренний мир и всю его жизнь. Человеческая природа оказалась заражена грехом и смертью. Через Адама и Еву грех оказал свое трагическое влияние и на состояние всего мира, господином которого был первозданный человек.
Бог берет на Себя последствия грехопадения человека и данного ему дара свободы. По Божиему совету всех Трех Лиц Святой Троицы, Сын Божий становится настоящим, полноценным Человеком, принимая человеческую природу во чреве Пресвятой Девы Марии и рождаясь в пещере-хлеву в иудейском городке Вифлееме две тысячи лет назад. "Бог стал человеком и вошел на Голгофу, - говорит святитель Григорий Богослов, - потому что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе через Сына..."
Иисус Христос от Иоанна Предтечи, последнего ветхозаветного пророка, принимает Крещение в Иордане и этим берет на Свои плечи несение Креста спасения человеческого рода. Своим учением, делами Своей жизни, вплоть до страданий, Крестной смерти, погребения и Воскресения Господь открывает уверовавшим в Его Евангельскую весть людям тайну Бога и его Божественной Любви. После Воскресения Спаситель заповедует путь к бессмертию: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).
При рождении на земле люди получают от матери зараженную грехом и смертную в результате грехопадения человеческую природу. По своей вере или вере родителей и крестных (если крещаемый младенец) человек рождается в Боге силою Святого Духа в Таинстве Крещения.
Принятие Крещения, соединенное с живой православной верой, возможно в любом возрасте. Об этом, в частности, свидетельствует во II веке святой Ириней, епископ Лионский: "Господь прошел через все возрасты, - сделался младенцем и освятил их; сделался малым для малых и освятил имеющих такой возраст, вместе с тем подав им пример благочестия, правоты и послушания".
Через Таинство Крещения люди входят в Святую Православную Христову Церковь. По мысли святителя Климента Александрийского, Крещение - это духовное возрождение, делающее нас Божиими детьми, таинственное просвещение, сообщающее душе свет богопознания, духовное омовение, дающее залог бессмертия.
Во время Крещения в человека как бы всевается благодатное семя Вечной Жизни, которое должно по вере и духовным трудам человека возрасти и охватить его внутренний мир и даже его тело, которое должно стать храмом Духа Святого. Но без веры и христианской жизни крещеного это семя Вечной Жизни в нем расти не будет, а так и останется семенем, не принесшим никакого плода.
По словам Самого Господа, по вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29), а если веры нет, то ничего от даров Святого Духа и Вечной Жизни человеку не будет и не достанется. Он останется таким же зараженным грехом и смертью, каким явился в этот земной мир при своем рождении. Однако свято место пусто не бывает. В той душе, которая не приобщена ко Христу через веру и Крещение, полноправными хозяевами являются грех и смерть.
Быть спасенным - значит стать родным Богочеловеку Иисусу Христу, возрасти духовно и с помощью Божией преобразить свой внутренний мир, сделавшись участником и наследником Вечной Жизни.
Быть осужденным Богом - значит оказаться неспособным жить в Царстве Божием, остаться чужим духовной жизни Христовой Церкви, то есть так и не исцелиться в своей земной жизни от греховной заразы, поразившей человека.
Мы понимаем, какая большая разница на земле между тяжело больным и здоровым человеком. Такая же разница между человеком духовно обновленным силою Святого Духа и человеком духовно не исцеленным от греха и власти смерти. Бог хочет спасения человека, но если тот сам для своего спасения трудиться не хочет, то никакие благодатные исцеления в его душе не смогут произойти, рай в ней не зацветет и Вечная Жизнь не начнется. В этом случае при решении вечной участи людей Богу придется признать тот выбор, который человек сам сделал на земле: путь к Вечной Жизни или к вечной тьме. Бог не будет нарушать право человека на свободный выбор и насильно в Царство Небесное никого не потащит.
Если грядку не вскопать, не подготовить к посадке и не увлажнить почву, а просто раскидать семена поверх земли, то вряд ли стоит ожидать урожая. То же можно сказать и о Таинстве Крещения: если совершить его формально, без духовной подготовки, да к тому же крещеного не учить вере и христианской жизни, то ожидать духовно-благодатного обновления внутреннего мира человека нет никаких оснований - посеянные семена Вечной Жизни плода в этой душе не принесут.
Таинство Крещения - бесценный дар человеку для преодоления последствий грехопадения, освящения всей его земной жизни и наследия Вечной Жизни. Поэтому необходимо правильно и мудро им пользоваться для нас самих и наших близких.
Фото: Павел Парамонов
Крещение Господне
Историческое развитие формы Таинства Крещения Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|