Автор: Митрополит Иоанн (Вендланд)
Сегодняшний праздник называется Крещением, но он имеет и другое название - Богоявление, и, наконец, еще и третье - праздник Света. Это последнее название мало известно, употреблялось оно больше в первые годы христианства.
Посмотрите, почему этот праздник называется Крещением. Слово крещение - старое слово. Оно означает не что иное, как погружение в воду. И если мы обратимся к библейской древности, то обнаружим, что и там существовало своего рода крещение, то есть омовение для очищения. Но не для очищения от грехов, а от условных осквернений. Ими тогда считались прикосновение к умершему или к зараженному какой-либо болезнью, вкушение пищи, которая запрещена законом. Такой человек считался оскверненным, и он должен был очиститься посредством воды, то есть должен был вымыть все свое тело в воде, и только к вечеру того дня он считался очищенным. Теперь мы все это не считаем за осквернение, а тогда считалось.
Перед самым явлением Христа к народу пришел Иоанн Креститель и стал проповедовать, что приблизилось Царство Небесное и поэтому надо покаяться и очиститься от грехов. И вот люди каялись, сокрушались о грехах, и окончательным знаком их покаяния было крещение. То было крещение Иоанново, и оно совершалось через погружение в воды реки Иордана.
Но вот Крещение Христово. Оно отличается от Иоаннова, хотя Сам Христос пришел к святому пророку и Крестителю Иоанну и просил у него креститься так же, как он крестил грешников.
Это было великое снисхождение Сына Божия, ибо Он был безгрешный и не нуждался в очищении, но желал исполнить всякую правду, то есть исполнить то, что предсказывало Писание.
И вот Он, покрываемый рукою святого Иоанна Крестителя, входит во Иордан и погружается в его воды.
И тут происходит то, почему этот праздник имеет еще и другое название, кроме Крещения, - Богоявление.
Совершается Богоявление: является Дух Божий в виде голубя и парит над Христом Спасителем. И голос раздается с Неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение (Мк. 1, 11). Вот это и есть Богоявление.
Святая Троица явилась в водах Иорданских: Сын крещаемый, Отец возглашающий и Дух Святой нисходящий. Вот почему этот праздник называется Богоявлением.
А почему он называется праздником Света? А потому, что там, где Дух Божий действует, там все человеческое естество освящается, ум просвещается, а сердце исполняется радости.
Кроме того, от берегов Иордана началась проповедь Христа, и Свет Евангелия зажегся в мире. Этот Свет горит до сих пор и принимается всеми теми, кто верует в Евангелие.
Итак, возрадуемся и мы: Дух Божий подает нам в этом празднике благодать и радость.
Мы же в ответ принесем смирение и сокрушение о грехах своих.
Православное Таинство Крещения
Купель спасения
Крестите детей! Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|