Житие преподобного Серафима Саровского, в миру Прохора Мошнина (1759-1833) хорошо известно и дорого всякому православному человеку. "Юноша, воспитанный в старозаветной русской семье в страхе Божием и в тесном общении с Церковью, жаждущий иноческого подвига, ославляет мать и родину, приходит и поселяется под сенью пустынной Саровской обители. Бодро и радостно вступает он здесь на путь иноческого самоотвержения: "как железо ковачу" отдает он себя в волю Богу. Послушание в труде, кротость, воздержание, а главное, молитва - "царица добродетелей" становится его жизнью. Облеченный благодатью священства, с каким благоговением и любовью проходит он служение Святой Церкви! Подобно Серафиму небесному, он всецело предает себя на служение Богу, молитвенно бодрствуя перед ним день и ночь; забывает о пище и питье и, отходя на короткий сон, сожалеет, что нуждается в отдыхе и не может непрерывно служить Богу...
И вот пламенеющий к Богу Серафим, чтобы всецело жить с Богом и в Боге, удаляется в пустыню и здесь проходит все виды самоотвержения, все подвиги молитвенного труда. "Уединение, молитва, любовь и воздержание суть четырехсоставная колесница, возносящая дух на небо", - говорит он, неоднократно поучая других, и сам здесь особенно и неуклонно следует своему слову. Крепко закрывает он лесную тропу, ведущую к его пустынной келий, и весь погружается в молитву, богомыслие, чтение Слова Божия и писаний святых отцов, молится тысячу дней и ночей на камне, с удивительным терпением переносит нападение разбойников, едва не до смерти избивших его, и, прощая их, просит лишь об одном - не преследовать их. Подвиг же воздержания преподобный Серафим выражает в молчальничестве - труднейшем, но плодотворнейшим из всех подвигов воздержания. "От уединения и молчания рождается умиление и кротость, - говорит он потом. - Она водворяет человека к благочестию, приближает его к Богу и делает его как бы земным ангелом..."
Когда же он видимо ослабил подвиг затвора и молчальничества и отворил двери своей келий для беседы сперва с иноками, а затем с мирянами - какую любовь к человеку явил он миру! День и ночь шли к нему - кто со своими сомнениями, кто с нуждой и горем, кто с болезнями, и он одних утверждал в вере, других утешал, направляя мысли к Богу - подателю мира и радости, третьих чудесно исцелял от недугов телесных. Православный русский народ увидел в нем избранника Божия, великого праведника. Как при жизни святого старца тысячные толпы направлялись к его пустыньке, чтобы видеть его и получить благословение, утешение и исцеление, так и по смерти еще большие толпы с теми же нуждами стали притекать к его могиле, к месту его пустынных подвигов, на источник, который он ископал. В своем сознании верующие люди не различали живого и умершего отца Серафима, как и у Господа нет различения людей по сим состояниям (Рим. 14:8). Не изменил своих отношений к людям по кончине своей и сам преподобный Серафим. И теперь, как и прежде, он усердный пред Богом молитвенник за них; и теперь он участлив и отзывчив к нужде и горю людскому и спешит к притекающим к нему, своей благодатной помощью утешает, спасает, исцеляет; и теперь он жив и близок ко всем, кто чтит и любит его"1.
С такими словами обратился к богомольцам, присутствовавшим в 1903 г. при прославлении преподобного Серафима священномученик Серафим (Чичагов), который много трудов положил ради того, чтобы великий подвижник был причислен к лику святых.
После долгой государственной службы, он принял священный сан. Однажды при посещении Саровской Пустыни блаженная Паша, пользовавшаяся любовью преподобного и бывшая с ним в постоянном общении, обращаясь к тогда еще отцу Леониду Чичагову, сказала: "Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления".
Отец Леонид вскоре овдовел и принял монашество с именем Серафим. Не имея возможности быть принятым при дворе, он задумал написать книгу о подвиге преподобного Серафима, опираясь на архивы Саровского монастыря и Дивеевской обители с тем, чтобы потом преподнести ее государю.
"Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" впервые была издана в 1896 г. и, попав во дворец, повлияла на решение вопроса о прославлении преподобного Серафима. По повелению императора Николая II и поручению Священного Синода в августе 1902 г. было проведено предварительное освидетельствование останков преподобного. При этом нетленных останков не обнаружилось, что однако не является препятствием к прославлению.
Как писал уже в годы гонений священномученик Серафим в статье "О святых мощах", "в Православной Церкви не может быть признано нетление всего тела умершего за признак святости, за указание Божие на прославление праведника... Слово "мощи" - греческое "липсана" и латинское "реликвия" - по буквальному переводу означает "останки"... Дело о прославлении делится на два вопроса: на канонизацию, или причисление праведников к лику святых, и на открытие святых мощей. Во многих случаях оно останавливалось на первом вопросе, и открытия мощей не происходило. Такое прославление называется -под спудом, когда останки, никем не осмотренные, остаются в земле... В большинстве святые мощи состоят из нетленных костей. Кости грешных людей чернеют, распространяют зловоние, истлевают, а кости святых остаются цельными, приобретают желтоватый или коричневый цвет, благоухают и иногда источают миро...
Зачем и для чего принято в Православной Церкви открывать святые мощи? Это совершается: 1) во исполнение воли и указания Божия, ибо чудеса исцелений свидетельствуют о том, что Господь избрал останки Своих святых посредством для Его милостей людям и помощи страждущим; 2) потому, что святые мощи имеют религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о Нем, возбуждают верующих к подражанию Его подвигам и соединяют земную Церковь с небесной, свидетельствуя о существовании бессмертной души и вечной жизни; 3) ввиду того, что святые мощи являются залогом участия угодников Божиих в наших молитвах; 4) потому что святые мощи как носители благодатных сил есть драгоценный дар в помощь людям"2.
11 января 1903 г. по указанию государя состоялось подробное освидетельствование останков старца Серафима назначенной Святейшим Синодом комиссией в составе десяти человек под председательством священномученика Владимира, митрополита Московского.
В Успенском соборе Саровской Пустыни в юго-восточной части находилась часовня над могилой преподобного. В присутствии членов комиссии было убрано надгробие и раскрыта могила, располагавшаяся в склепе под каменным сводом. Оттуда был изъят дубовый гроб-колода длиною в три аршина. "Дно гроба в ногах с правой стороны, а также верхняя часть крышки настолько истлели, и во многих частях наружной оболочки при испытании дерево оказалось мягким и сырым. Тем не менее в целом гроб оказался крепким. По снятии крышки гроба внутренние его стенки также оказались сырыми, в трех местах покрылись плесенью, хотя при этом никакого запаха ощущаемо не было. В гробу присутствующие увидели: ясно обозначенный остов почившего, прикрытый остатками истлевшей монашеской одежды. Тело приснопамятного старца отца Серафима предалось тлению. Кости же его, будучи совершенно сохранившимися, оказались правильно размещенными, но легко друг от друга отделяемыми. Волосы главы и брады седовато-рыжего цвета сохранились, хотя и отделились от своих мест. Подушка под главой приснопамятного отца Серафима оказалась наполненной мочалой. На ногах имеются лучные "ступни". Под руками приснопамятного отца Серафима обнаружен медный литой крест размером приблизительно в три вершка"3.
В докладе, составленном комиссией после освидетельствования и подписания акта, приведены были результаты расследования о чудесных знамениях и исцелениях, явленных от мощей и по молитвам отца Серафима. На этом докладе император написал: "Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления".
В Деянии Святейшего Синода от 29 января 1903 г., основывавшемся на выводах комиссии, было определено совершить торжественное открытие мощей преподобного Серафима 19 июля ст. ст. 1903 г. В Деянии также говорилось: "1) благоговейно старца Серафима, почивающего в Саровской Пустыни, признать в лике святых, благодатью Божией прославленных, а всечестные останки его - святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорского Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвой; 2) службу преподобному отцу Серафиму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять службу общую преподобным, память же его праздновать как в день преставления его, 2 января (15 января н. ст. -ред.), так и в день открытия святых его мощей; 3) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода"4.
В преддверии прославления преподобного в Саровской Пустыни приступили к капитальному ремонту монастыря. Только из казны обители на эти нужды было выделено 20 тысяч рублей. Для официальных лиц и богомольцев были обновлены старые гостиницы и приспособлены новые здания. Губернские власти на расстоянии полутора верст от монастыря поставили бараки для паломников на 20 тысяч человек. Был построен лазарет на 200 мест. Там же устроили лавки для торговли съестными припасами, продажа же спиртного запрещалась. Сложили специальные печи для выпечки хлеба. Поставили специальные машины для кипячения воды.
Было определено, что могила преподобного останется покрытой той же часовней, что и ранее, но склеп переоборудовали в часовню, где для молитвенного поклонения народа была выставлена колода-гроб. Значительно продвинулось строительство Свято-Троицкого храма над монастырской кельей преподобного Серафима. Были сооружены специальные витрины, в которых находились вещи святого старца: мантии, лапти, окровавленная сорочка, бывшая на нем во время нападения разбойников, сделанные им кресты и др.
Большая работа по подготовке к великому событию была проведена и в Серафимо-Дивеевской обители. Здесь приготовились принять 5 тысяч паломников, а остальные смогли разместиться в близлежащих деревнях.
К торжествам были специально изготовлены облачения для духовенства Саровского и Дивеевского монастырей. За образец материи была взята парча с древнего саккоса XVI в. с изображением финиковых ветвей и Серафимов.
Непосредственно перед прославлением честные мощи преподобного были переложены в новую кипарисовую гробницу. 15 июля (ст. ст.), во вторник, в полдень в соборном Успенском храме Саровской Пустыни была совершена торжественная панихида с поминовением царственных особ, начиная с императрицы Елизаветы Петровны, а также Владимирского епископа Виктора, рукоположившего преподобного во иеродиакона, Тамбовского епископа Феофила, совершившего его пресвитерскую хиротонию, родителей старца Исидора и Агафии и всех почивших игуменов и строителей Саровского монастыря. На следующий день, 16 июля вечером был совершен парастас, заупокойное всенощное бдение, с поминовением иеромонаха Серафима, подвижника Саровского. Утром 17 июля из Сарова вышел крестный ход навстречу шествию из Серафимо-Дивеевской обители. Потом состоялись Божественные литургии во всех храмах Саровской Пыстыни, после которых начались панихиды по иеромонаху Серафиму, не прекращавшиеся до всенощной. 18 июля состоялось всенощное бдение в честь преподобного Серафима, которое совершалось во всех храмах и часовнях монастыря. При пении литийных стихир из Успенского собора вышел крестный ход и направился к храму, где временно находились честные мощи святого. Далее уже с мощами крестный ход проследовал по всей обители. Литийная молитва "Владыко многомилостиве" читалась уже в Успенском соборе, где посреди храма и была установлена запертая кипарисовая гробница. Во время полиелея она была открыта предстоятелем, митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским), архиереи и духовенство совершили земной поклон перед святыми мощами преподобного. Затем было пропето величание святому.
19 июля (ст. ст.), в субботу, на поздней Литургии в Успенском соборе на малом входе при пении "Приидите поклонимся", священнослужители подняли гроб со святыми мощами на носилки, обнесли вокруг престола и положили в уготованную драгоценную серебряную раку - дар императора Николая II, вместе со своей семьей присутствовавшего на прославлении преподобного. По окончании Литургии при чтении 33-го псалма мощи были изъяты из раки и поставлены на носилки, после чего был совершен крестный ход и молебное пение.
Торжества прославления преподобного Серафима завершились 21 июля освящением храма в честь этого святого.
Составлено по материалам, опубликованным в книге:
"Да будет воля Твоя. Жития и труды священномученика Серафима (Чичагова)". М., 2003
1. Священномученик Серафим (Чичагов). Слово в день прославления преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца - Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М., 2003. С. 106-108.
2. Священномученик Серафим (Чичагов). О святых мощах - Да будет воля Твоя. С.710-716.
3. Акт освидетельствования честных останков приснопамятного Саровского старца иеромонаха отца Серафима. - Да будет воля Твоя. С. 82.
4. Деяние Святейшего Синода 29 января 1903 г. - Да будет воля Твоя. С. 87-88.
Источник: http://www.mepar.ru/
Фото: Екатерина Шеко
Преподобный Серафим Саровский
Книга
Апостольство любви Христовой. Памяти преподобного Серафима Саровского Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|