Автор: Протоиерей Борис Балашов
1 августа– память преподобного Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский
Тысячу лет назад на православных крестах-распятиях Христа нередко изображали на Кресте стоящим с распростертыми руками, поднятой головой и с открытыми глазами. Этим наглядно изображалась вера Церкви в то, что именно Пасха – Воскресение Спасителя – есть главная цель и вершина земного бытия Иисуса Христа. Крест ведет к Воскресению, и мы спасаемся Крестом и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа.
Обращаясь ко всем Своим последователям, Господь говорит: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Эти слова произносятся и в тот момент, когда на грудь новокрещенного одевается крест. Этот крест символизирует служение христианина Богу и людям, целью которого является благодатное преображение человека во Христе и со Христом, то есть духовное приобщение к Светлому Христову Воскресению.
Так два тысячелетия верила и верит Святая Православная Христова Церковь. Неслучайно инославные христиане называют Православную Церковь пасхальным христианством. Это соответствует действительности. И ведь именно Светлое Христово Воскресение – Пасха – является для православных Праздником праздников и Торжеством из торжеств, то есть абсолютной вершиной всех христианских праздников.
Кого же из русских святых мы можем назвать самым пасхальным святым, таким святым, в духовном облике которого наиболее ярко выразился и отразился праздник Светлого Христова Воскресения? Конечно же, это преподобный Серафим Саровский. Пасхальная радость как бы струится из него. Приходящих к нему посетителей он приветствовал: «Христос Воскресе, радость моя!».
Накануне кончины преподобного Серафима инок Паисий, живший вблизи его келии, слышал, как старец пел в своей келии пасхальные песнопения: «Воскресение Христово видевше…», «Светися, светися, Новый Иерусалиме…», «Пасха велия и священнейшая, Христе…» и другие. Преподобный Серафим знал, что ему пришло время умереть. Утром на Литургии он причастился Святых Христовых Таин, попрощался со всеми братьями обители и уединился для молитвы.
Святой апостол Павел сказал о себе: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21). Для апостола смерть была радостной и ожидаемой встречей со своим Спасителем и Богом. И причина вовсе не в том, что апостола тяготила его земная жизнь, исполненная трудов и скорбей. Нет, апостольские труды, несмотря на всю свою тяготу, приносили святому апостолу Павлу великую радость, когда он видел, что семена его проповеди давали обильные всходы – тысячи духовно оживших и благодатно обновляемых святым Крещением новых членов Святой Церкви. Радость других людей, нашедших смысл жизни, Бога и Его любовь и помощь, становилась его «родительской радостью» о своих детях.
Нечто подобное было и у преподобного Серафима. И хотя он никогда и никуда не ходил с апостольской проповедью о Христе, его служение в последний период его жизни стало, по сути, апостольской проповедью о Любви Христовой.
Апостолы проповедовали людям то, чему они сами были свидетелями – слова и дела Христовы. Все это преподобный Серафим знал из духовных книг, которые с детства любил читать. Чтение священных книг учило понимать Бога и себя самого. Так, уже будучи монахом, преподобный еженедельно прочитывал целиком весь Новый Завет. Людям, приходившим к нему за наставлением и благословением, старец Серафим говорил, что великая польза человеку бывает от чтения Нового Завета и Псалтири.
Христос говорил народу: кто будет слушать Слово Божие и исполнять его в своей жизни, тот станет близким Иисусу Христу как брат, сестра или мать (см. Мф. 12, 49–50).
Преподобный Серафим уже в детстве любил уединяться для молитвы. Ему было светло и радостно от молитвенного общения с Богом.
Даже в обычном разговоре с близким человеком, когда один говорит, а другой слушает, происходит диалог, хотя один из собеседников и молчит. Но молчание бывает разным. Бывает холодное равнодушное молчание, как непробиваемая стена. Тогда диалог превращается в монолог. Бывает молчание как доброжелательное и участливое слушание того, что у говорящего на сердце и в мыслях. Когда нас так слушает близкий нам человек, мы ощущаем сердцем его настроение и отношение как к нам, так и к тому, что мы говорим.
В отношениях с Богом, как Разумной и Любящей Личностью, тоже действуют подобные закономерности. Хотя Бог отвечает на наши молитвы не всегда так, как мы хотим, а так и тогда, как Он Сам захочет нам дать ответ.
Мы становимся близкими к Богу, когда мы слушаем, осмысляем и складываем в свое сердце Его слова. Мы становимся близкими к Богу, когда стремимся общаться с Ним в искренней молитве. Мы становимся близкими Богу, когда усердно стараемся выполнять Его волю и соблюдать Его заповеди.
Преподобный Серафим с детства относился к Богу с любовью и искренностью, а потому и научился в своем собственном сердце слышать Божий ответ. Говорят ведь, что любящие люди могут без слов понимать друг друга. Поскольку сердце преподобного Серафима как бы плавало в Священном Писании Нового Завета, то оно было способно улавливать в молитве Божий ответ. А ведь известно, что настоящая взаимная любовь дает людям необыкновенную радость и счастье.
Мы уже говорили о том, что старец Серафим любил общаться с Богом и в молитве, и в чтении Священного Писания – Слова Божиего. Но еще с раннего детства и до последнего дня жизни преподобный Серафим старался усердно исполнять волю Божию. Такие люди становятся чадами и друзьями Божиими, родными и близкими Иисуса Христа. И Господь хранит детей Своих. По молитвам и добрым делам благочестивой Агафьи – матери юного Прохора (так звали в миру преподобного Серафима), – Бог сохранил жизнь четырехлетнему мальчику, когда он упал со строящейся колокольни. Сохранил Господь Своего подвижника и во время тяжелой болезни, и когда его смертельно избили разбойники. Если хороший садовник бережет плодовитую яблоньку, то и Творец особенно заботится о Своих любимых твореньях – людях, когда они стараются приносить Богу добрые плоды своей жизнью и исполнением заповедей Божиих.
Для юного Прохора выбор монашеского пути был вполне логичен. Есть в жизни однолюбы, которые, раз полюбив, хранят эту любовь в сердце всегда и никого другого на это место в своей душе поставить не могут. Самым любимым Существом на свете стал для будущего великого подвижника Бог. С этой горячей любовью Прохор, принявший в монашестве имя Серафим, прожил всю свою жизнь. Настоящая любовь всегда является подвигом. И на этот подвиг любви он всегда шел с готовностью.
С семнадцати лет по благословению матери он стал послушником в Саровской пустыни (монастыре). В двадцать пять он принимает монашеский постриг. После тридцати семи лет, проведенных в строгих подвижнических трудах в Саровской пустыни, аскет, пустынник, молчальник к удивлению всех и непониманию многих открывает двери своей монашеской келии для приема посетителей. Постепенно к нему устремляется множество людей за советом, молитвой и благословением. В последние годы его жизни количество посетителей доходило до двух тысяч в день.
Почему же так сильны и действенны были его наставления и молитвы? Во-первых, потому, что он прекрасно знал Священное Писание и учение Православной Церкви. Во-вторых, живя по воле Божией, он имел глубокую личную связь веры со своим Спасителем. И его слова были от личного знания и понимания Иисуса Христа и Его воли. Преподобный Серафим имел не только теоретические знания Истины, но и опытное познание Бога в глубинах своего сердца. Он, как и апостолы Христовы, свидетельствовал о том, что духовно видел и подлинно знал. Познав Любовь Божию, святой старец по благословению Божией Матери явился живым свидетелем и проповедником этой Любви. Поэтому сердце подвижника преисполнилось Пасхальной радостью победы Вечной Жизни над грехом и смертью. И этой радостью Преподобный согревал и продолжает согревать человеческие сердца.
Преподобный Серафим явился посланником Божиим в земной мир, оживляющим нашу веру и благочестие. И это служение, особенно после обретения его святых мощей, святой старец совершает и по настоящий день.
Первая христианская княгиня на Руси Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|