Автор: Протоиерей Борис Балашов
Русский народ и Российское государство сформировались на основе Православия. Всем известно, что Русь крестилась при святом князе Владимире и что c этого события начинается обращение славянских племен, населявших Восточную Европу, в православную веру. Принятие Христианства влило новые духовные силы в русских людей, подняло их на значительный культурный уровень, объединило говорящих на разных диалектах разделенных людей как родных братьев и сестер – чад единой Православной Церкви. Это торжество Христианства на Руси было во многом подготовлено святой княгиней Ольгой, бабушкой святого равноапостольного князя Владимира. За христианский подвиг жизни святой Ольги Церковь назвала ее равноапостольной.
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Апостолами Иисус Христос наименовал Своих ближайших, наиболее духовно подготовленных учеников. Апостол – это “посланник” Божий в наш земной мир, задачей которого является возвещение вечной Христовой истины, проповедь и основание христианских общин – церквей, которые являются живыми духовными организмами – семьями Христовыми – в разных городах и странах. Именно в общине происходит обращение людей к Вечной жизни и духовное возрастание христиан как детей Божиих.
Княгиню Ольгу называют равноапостольной потому, что именно ее жизнь и труды оказали решающую роль в первоначальном развитии Христианства на Русской земле и в подготовке принятия новой веры всем народом на необъятных просторах Древней Руси.
В середине X века активная деятельность вдовы Киевского князя Игоря княгини Ольги создает в Киевском княжестве благоприятную обстановку для распространения и развития Христовой веры.
После трагической гибели в 945 году князя Игоря законным наследником Киевского великокняжеского престола был младенец Святослав (род. в 942 г.). Его мать Ольга была узаконена в положении правительницы до совершеннолетия наследника и управляла Киевским Великим княжеством с 945 по 957 годы.
На первом этапе ее государственной деятельности мы видим мудрую, деятельную женщину, живущую по языческим понятиям и обычаям. Княгиня Ольга отличалась очень глубоким умом. Она не могла не видеть разницу в духовном облике между живущими в Киеве немногочисленными христианами и языческим большинством. Перед ее взором был духовный, культурный и политический расцвет близкой по языку и родственной Болгарии, 100 лет назад принявшей Православие, по сравнению с которой Русь значительно отставала в духовном, культурном, экономическом и политическом отношении. Все это показывало Ольге значение и ценность “греческой веры” и духовный тупик и бесперспективность язычества для русских людей.
Святая княгиня Ольга стала изучать христианскую веру и убедилась в ее плодотворности и истинности. Но она понимала, что мало самой стать членом Христовой Церкви, ведь она еще и мать, и княгиня. Всеми силами святая Ольга старалась подвести своего сына Святослава к принятию новой веры, которое бы дало Вечную жизнь ее сыну и открыло бы путь к обращению всего народа.
“Ольга часто говорила Святославу: “Я, сын мой, Бога познала и радуюсь. Если ты познаешь, то найдешь великую радость”. Он же не слушался ее, говоря: “Как я могу один принять иной закон? А моя дружина будет смеяться надо мной”. Она же сказала ему: “Если ты крестишься, все будут то же делать”. Он же не послушал матери, продолжая жить по-язычески” (Летопись).
Святослава активно поддерживали язычники, и он не решался на принятие Христианства, хотя относился к нему с большим уважением и никому не препятствовал в обращении к Православию.
На страницах греческих, западноевропейских и русских летописей мы находим, что эта русская княгиня, попечительница Киевского трона, побывала в Константинополе и там торжественно приняла крещение в 955 году.
Видимо, княгиня Ольга мечтала породнить своего сына с византийской принцессой и этим не только возвысить политическое положение Киевского князя, но и содействовать принятию Русью Христианства (А. В. Карташев. История Русской Церкви).
Темпераментная, предприимчивая и деятельная княгиня Ольга была верна своим христианским убеждениям и своей миссионерской программе и не стремилась к политическому перевороту и насильственной христианизации Руси. Она была любящей матерью и подлинной христианкой. Ей не удалось за период своего правления провести общее Крещение Руси, но она значительно укрепила Христианство и Церковь на русских землях, в первую очередь в Киеве. Во многих местах княгиня Ольга прекратила языческий культ и основала православные храмы. Так, в Степенной Книге сообщается: “Ольга прибыла в место близ реки Великой, где был тогда большой лес и многие дубравы. Здесь, увидев видение, она предрекла построение г. Пскова и в нем храма Святой Троицы”. Возвратившись в Киев, она послала средства на строительство церкви Святой Троицы. Ольга стремилась проводить христианизацию страны в храмостроительстве. В Киеве равноапостольная княгиня создала и освятила храм во имя Святой Софии – Премудрости Божией, по образцу главного собора в Константинополе, столице Византийской империи – Святой Софии.
Ее труды по воспитанию внуков и близких в христианской вере сыграли громадное значение. Старший сын Святослава Ярополк, воспитанный Ольгой, был по убеждению христианином. Поскольку его отец Святослав почти не жил в Киеве, в его отсутствие Ярополк управлял государством.
После смерти отца дело шло к Крещению Ярополка и всей Руси. Но тогда этому еще не суждено было сбыться. Языческая группировка политиков устраивает заговор, князя Ярополка убивают, на Великое княжение возводят младшего сына Святослава от другой жены – Владимира, который был до того Новгородским князем.
Новый князь, понимая значение религии в жизни человека и государства, пытался укреплять языческий культ. Но жизнь все расставляет по местам. Он увидел бесплодность язычества так ясно, как никогда ранее. Никакая магия и колдовство не делают человека чище и добрее. И, главное, для чего человек живет? Где же смысл в жизни? И перед его взором встает образ умершей бабушки. Он оценивает и осмысливает ее искания, труды, ее христианскую веру. И постепенно начинает понимать, насколько была мудра и права княгиня Ольга. Он явственно видит следы ее деятельности в государственном управлении, в тех храмах, которые она воздвигла, в тех культурных людях, которые появились в Киеве благодаря Христианству, христианской грамотности и культуре. Он видит воиновхристиан, видит христиан в разных сословиях киевского общества и в них он узнает ту же христианскую настроенность, какая была у его бабушки. Видит плод просветительской деятельности княгини Ольги.
В знаменитом похвальном слове князю Владимиру Киевского митрополита Илариона (середина XI века) заметно удивление автора глубиной и загадочностью обращения Киевского князя, гонителя веры Христовой, в пламенного ее апостола. Он весь переворот в душе Владимира объясняет его духовной талантливостью и благодатным озарением от Духа Божия.
Над гробом князя Владимира в Десятинной церкви Киева митрополит Иларион сказал: “Как ты уверовал? Как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум, высший разума земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к Небесному?.. Не видел ты Христа и не ходил за Ним: как же ты стал учеником Его? Другие, видев Его, не веровали, а ты, не видев, уверовал!”
Конечно, Господь посетил сердце князя Владимира Своей любовью. Но то, что князь уверовал во Христа, в определенной степени объясняется не только молитвами святой княгини Ольги, но и плодами ее просветительской деятельности в русском народе, которые увидел князь Владимир и через которые он смог понять образ Иисуса Христа.
Святая княгиня Ольга показывает нам добрый пример, как подвиг христианской жизни человека может послужить спасению не только близких родственников, но очень многих людей. Наше богатое духовное наследие, наша Русская Православная Церковь во многом являются плодами молитв и трудов святой равноапостольной княгини Ольги.
Великая княгиня Елизавета Федоровна и Марфо-Мариинская обитель милосердия Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|