Автор: протоиерей Иоанн Монаршек
Великий пост – это величайшая милость Божия и благость для нас. Святитель Василий Великий говорит: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся – древностно, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь» (Быт. 2:17). А это «не ешь» есть узаконение поста и воздержания».
Позже заповедь о посте была укреплена законодательно. Пророк Захария пишет: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством: только любите истину и мир» (Зах. 8:18–19). Но когда человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы испросить милость у Бога. Например, пророк Даниил говорит: «И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:); или: «...мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8:23). Много говорится о посте и в новозаветных книгах, например, в Деяниях Апостолов (13:2): «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Сам Спаситель освятил пост Своим примером. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:1–2). Великий пост был установлен в образ того поста, который совершил Иисус Христос перед началом Своего общественного служения. В дни Великого поста Святая Церковь ограничивает нас в мирском увеселении, в духовном веселии. В храмах не поются торжественные песнопения, не облачаются в светлые ризы, не ежедневно совершается Божественная литургия. Каждый человек и тем более христианин обязан воздерживаться в Великий пост от скоромной пищи и пития, от многословия, игр, больше читать Слово Божие, сокрушаться о грехах своих. Для детей и больных есть послабление. Великий пост есть время усиленной борьбы с грехом. Мы можем получить у Бога прощение наших грехов, если сами прощаем других: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37). Очень тяжело просить прощение гордому человеку, поэтому Церковь установила особый день, называемый Прощеным воскресеньем. Господь говорит: «...если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Преподобный Ефрем Сирин наставляет: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя». Великий пост не только очень строгий, но и самый продолжительный. Хорошо помнить правило святых Апостолов: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет отлучен» (69-е правило). Святой Симеон Солунский говорит о посте так: «Мы держим пост, который держал Господь... Великую Четыредесятницу для своего очищения и умилостивления Бога, как бы Великий пост – это величайшая милость Божия и благость для нас. Святитель Василий Великий говорит: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся – древностно, почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа познания добра и зла не ешь» (Быт. 2:17). А это «не ешь» есть узаконение поста и воздержания». Принося тем начаток и десятину Богу от года нашей жизни». «Истинный пост есть удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание сего есть истинный пост», – говорит святой Василий Великий. Цель поста – борьба со страстями, воздержание души от раздражительности и гнева, хранение ума и чувств, обуздание языка от осуждения и празднословия, стяжание незлобия. Поэтому в пост нужно удаляться от всего, что развлекает нас, возбуждает и усиливает греховные навыки. Душе нужно дать покой от лишней информации – телевидения, газет, журналов и прочего. В пост нужно больше молиться. Но пост – не сама цель, а средство. Целью христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные: любовь, мир, радость, милосердие, кротость, воздержание. Пост – это духовная школа. Ее нужно пройти достойно, а это возможно, если к посту мы присоединим молитву. Через молитву и пост человек получает благодать Божию, которая помогает в борьбе с диаволом и своими страстями и которую можно получить только в Святой Церкви, живя по ее Уставу. Дорогие братья и сестры! Поздравляю вас с началом Великого поста и желаю помощи Божией, терпения, чистоты душевной, сердечной и телесной. Хочу пожелать, чтобы Великий пост приблизил нас к Богу и принес нам много пользы и радости. Прощеное воскресенье Однажды Спаситель сказал: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23). В Великий пост мы хотим принести дар Богу. Этим даром должны быть наш дух, душа и тело, в чистоте принесенные. Бог примет от нас этот дар только тогда, когда мы будем в мире со всеми людьми. А чтобы был мир, необходимо взаимно простить друг друга, потому что Сам Господь Иисус Христос сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный» (Мф. 6:14). С такими словами Он обращается к нам перед вступлением в Великий пост. По традиции нашей Святой Церкви перед началом Великого поста в храме совершается особый чин прощения. Однако просить прощения нужно не только в храме, на чине прощения, но и дома. Можно удивляться, как легко и просто получить прощение у Бога: прости сам – и тебе Бог простит. Почему нужно прощать? – Потому что это закон Божий, закон Евангелия. Господь говорит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Поэтому, если хотите быть прощенными – прощайте; хотите быть любимыми – любите, хотите быть необиженными – не обижайте. А в молитве Господней Спаситель прямо говорит: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим» (Мф. 6:12). В чем надо прощать? – Во всем. Ибо так возможно человеку получить душевный мир и покой. Тяжело прощать! Тут мешает человеческий грех, самолюбие и сатанинская гордость. Диавол не хочет, чтобы мы жили в мире. Его цель – всех нас рассорить, расстроить. Но вступая в духовную весну Великого поста, нам всем нужно помириться. Мы хотим, чтобы Бог услышал наши молитвы, чтобы принял наши жертвы и простил наши грехи. Для этого от нас требуется самое малое – простить друг друга. Дорогие братья и сестры, давайте попробуем это сделать. Кто нас обидел сегодня – вечером простим им, кого мы обидели – попросим прощения. Муж, обратись к своей жене и попроси прощения; жена, прости своему мужу и тоже попроси прощения. После этого в семье воцарится мир и радость. Начальники, простите своих подчиненных; подчиненные, простите своих начальников. Больше будет пользы, когда между вами будет мир и согласие. Родители, простите своих непослушных детей. И вы, дети, простите своих родителей, вспомните пятую заповедь: «чти отца твоего и матерь твою, чтобы тебе благо было, и чтобы ты долго жил на земле». От взаимного прощения всем будет только хорошо. Бог все и всем прощает. Он всех нас милует, так неужели и мы этого делать не будем? Я, по милости Божией, уже много лет являюсь настоятелем Смоленского храма города Ивантеевки и благочинным многих приходов. Возможно, что согрешил перед Вами, мои дорогие братья и сестры! Поэтому становлюсь перед вами на колени и прошу у Вас прощения за возможные мои прегрешения. Прошу прощения у своих родных, у своих помощников, и всех вас взаимно прощаю, и прошу у Бога прощения всем нам.
Фото: www.stb.ua
Начало Великого поста Автор: Митрополит Иоанн (Венланд) Когда мы слышим о Царстве Божием, то вспоминаем слова Христа: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдет в Царство Небесное (Мф. 18, 2-3; Мк. 10, 15). Задумаемся над этими словами. Мы, взрослые, конечно, не можем вновь стать детьми. Следовательно, нам надо заимствовать от детей какие-то добрые качества, которые мы утратили
Прощеное воскресенье Автор: Протоиерей Борис Балашов Когда мы согрешили перед кем-то из людей, мы идем к этому человеку, ощущая тяжесть на душе, признаемся в своем грехе и просим прощения. И нам становится легче, потому что, в определенной степени, часть греха снимается тем, что мы признались в нем, искренне попросили прощения и нас простили. Однако полного исцеления от этого греха все-таки не произойдет. Почему?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|