Автор: протоиерей Борис Балашов
Призыв Иисуса Христа: Наблюдайте за собою (Лк. 17, 3), относится не к внешней деятельности человека, а к проблемам внутреннего мира его души.
Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лк. 17, 3). Зачем это нужно? Во-первых, для мирной жизни наших семей и общества. Во-вторых, для нашей души. Ведь помнить обиду близкого человека - значит держать зло в собственном сердце. Нужно приложить все усилия, чтобы из нашей души зло уходило. Оно мешает правильно строить отношения с Богом и близкими, мешает правильно видеть и воспринимать тот мир, в котором мы живем (см. Мф. 5, 8; 6, 22-23).
Для того чтобы с другим человеком правильно выстроить отношения, нужны мудрость и осторожность.
Первый шаг - это мирный и доброжелательный разговор с близким. Тут можно вспомнить наставления преподобного Силуана Афонского на эту тему. Серьезный разговор с другим человеком он советовал начинать при соблюдении трех условий.
Первое условие - доброе и мирное устроение своей души, чтобы мы могли с любовью и без раздражения высказать свою мысль.
Второе - человек, с которым нам нужно поговорить, должен также быть в мирном и доброжелательном состоянии, чтобы мог нас не просто выслушать, а услышать.
Третье условие, когда два первых соблюдены, - помолиться Богу и постараться услышать в нашей душе Его ответ: благословляет ли Он сейчас начать наш серьезный разговор.
Если эти три условия соблюдены, то надо доброжелательно и осторожно начать беседу. Если хотя бы одна из разговаривающих сторон начинает раздражаться, надо постараться прекратить разговор и отложить до следующего раза. Когда другой человек осознал свой грех и покаялся в нем, то есть создал условие для прощения с нашей стороны, необходимо уже волевое действие с нашей стороны, чтобы в своей душе изгладить последствия этого греха.
Однако нам, грешным людям, свойственно ошибаться и согрешать. Пачкается в жизни у нас и тело, и одежда. Когда испачкалось тело, мы его моем, а не ходим грязными и одежду регулярно стираем. Так же надо постоянно бороться с грязью в душе, то есть каяться. Как только создались необходимые условия для прощения, о которых говорилось раньше, надо скорее прощать.
И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему (Лк. 17, 4). Семь раз прощать - значит всегда. Число семь - число дней творения мира, число полноты бытия.
От незалеченных травм в душе никому лучше не станет.
Стоит также вспомнить слова молитвы Господней "Отче наш": Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (по-русски: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим) (Мф. 6, 12). Как мы прощаем обиды, так и Бог нам простит. Перед Богом мы согрешаем ежедневно и многократно, потому и других многократно должны прощать, если хотим сами быть прощенными Богом.
Из книги протоиерея Бориса Балашова "Христос и мы"
"Христианская жизнь", Клин, 2007
Фото: Валентин Макаров
Господь смотрит в сердце Автор: Протоиерей Игорь Гагарин Одна женщина спрашивает: "Как же получается: человек, живущий всю жизнь разгульно и во грехах, придя в храм на исповедь и покаявшись, получает полное прощение? Этак он может преднамеренно грешить, зная, что в любой момент покается и будет прощен".
Все не так просто.
Пятая заповедь Автор: протоиерей Борис Балашов В пятой заповеди Господь ставит человеку условия: «Хочешь хорошо и долго жить на земле – чти тех, кто тебе эту жизнь от Бога передал». А течение нашей земной жизни зависит от того, как идет наша духовная жизнь, как мы выполняем волю Божию.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|