Автор: митрополит Сурожский Антоний
2-го сентября мы празднуем день пророка Самуила.
Он стоит на грани двух решающих эпох в истории не только израильского народа, но и человечества. До него израильский народ признавал единственным своим Господом, единственным хозяином своей судьбы Бога. Правили на земле святые: патриархи - Авраам, Исаак, Иаков; правили Божии избранники - Моисей, Иисус Навин; правили судьи - Самуил.
У всех у них одно было общее: это были люди духа, которые в молитве и в праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли. Один из пророков говорит, что пророк - это человек, с которым Бог делится Своими мыслями. И эти Божии мысли пророки провозглашали, а израильский народ - сколько умел, сколько хватало веры, силы, мудрости - им подчинялся. И пути Божии были своеобразны; не напрасно Исаия пророк говорит: Мои пути - не ваши пути, и Мои мысли - не ваши мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей ваших...
И вот, при жизни пророка Самуила случился трагический переворот: это был момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа. Они оглянулись и увидели, что не виден им наследник для Самуила; и перед ними встал вопрос: а что будет, когда он умрет?.. И вместо того, чтобы довериться Богу, как доверялись Ему предки их, они решили, что быть под водительством Божиим - страшно; никогда не знаешь, куда поведет Господь; Он же и Аврааму говорил: Встань, покинь свою землю, оставь свой народ и пойди туда, куда Я тебя поведу... И Моисею Он велел поднять израильский народ из Египта и повести его в землю обетованную - то есть в ту землю, которую им обещает Господь, не указывая, ни где она, ни какова она, требуя Себе доверия... Слишком стало страшно жить только доверием, захотелось уверенности, обеспеченности.
И израильтяне обратились к Самуилу с требованием: Поставь нам царя, чтобы нам быть, как все прочие народы... Это первое отречение Израиля от самодержавия Божия; впервые Израиль потребовал, чтобы ему стать "как все" - то есть, отрекся от того, чтобы быть единственным, ни на какой народ не похожим. И Самуил обратился к Богу с молитвой, что ему делать. И ответ Божий был таков: Не тебя они отвергли, а Меня; предупреди их о том, что это будет значить; и если они все-таки захотят стать одним из народов вместо того, чтобы быть Народом Божиим, в исключительном смысле слова, если они согласятся быть подвластными земному царю вместо того, чтобы быть водимыми Царем Небесным, - дай им царя...
И так и случилось: Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен Саул.
Это первый поворотный момент в отступлении Израиля. Это отступление от Бога как от единственного содержания их жизни, как от единственного их вождя и Господа было завершено много столетий спустя, когда перед судилищем Пилата, перед лицом Спасителя Христа израильский народ, под водительством своих первосвященников и старцев, заявил: Нет у нас царя, кроме кесаря... Таким образом, израильтяне не только отреклись от непосредственного водительства Божия, не только потребовали быть одним из народов, но согласились уже не быть и народом, а раствориться в Римской империи как одна из составных частей, ничем не отличная от других.
Вот чем имя пророка Самуила так значительно в истории еврейского народа, вот почему он стоит перед Богом, в ужасе, и почему ужас Самуила должен быть для нас образцом и призывом. Аминь.
Сентябрь 1981 г.
Из книги митр. Сурожского Антония "Во имя Отца и Сына и Святого Духа"
Клин, "Христианская жизнь", 2010
Заметка об иконографии пророка Илии. Часть 1 Автор: Епископ Николай Погребняк Было бы наивным полагать, что лишь суеверный страх перед "разъезжающим по небу на огненной колеснице Илией-громовником" явился причиной народной любви к пророку Божию, ведь тысячелетние почитание его на Русской земле свидетельствует о том, что из всех святых Ветхого Завета он - не только самый известный, но и любимый. Эта общенародная любовь к нему нашла воплощение и в замечательных памятниках церковного искусства
Книга в иконографии Автор: Епископ Николай Погребняк Книга была, есть и будет главнейшим средством информации, образования и воспитания. Рассматривая книгу как явление культуры с точки зрения теории информации, можно говорить о трех объектах этого явления: во-первых, это источник информации, её автор или создатель; во-вторых - потребитель информации, её адресат; в третьих - передающая инстанция. Задачи этого "третьего объекта" - получение, накопление, обработка и сохранение информации, открывающейся в Слове Божием - в том, что Церковь именует Священным Писанием
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|