Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, 1 Кор. 4, 9-16
Фото: Ю. Павлюк
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Отрывок из Первого послания к коринфянам апостола Павла, который прозвучал сегодня в храме, заканчивается очень понятной для нас мыслью: подражайте мне, как я Христу (1Кор.4,16). И действительно, Церковь уже более 2000 лет прославляет апостола Павла не просто как апостола язычников, но и как основание Церкви Христовой – память апостолов Петра и Павла выделяется у нас особенным образом. Однако, интересно то, с помощью какого рассуждения апостол Павел подводит слушателей к этому утверждению.
Рассуждение апостола Павла строится на противопоставлении его и нас, это видно из текста. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии (1Кор.4,10). Это как? Очень похоже на перевернутое зеркало. Казалось бы, он, в сонме учеников Христовых, должен говорить все наоборот: мы-то видели Христа Преображенного, мы видели Его Воскресшего, мы очевидцы Его чудес, Он дал нам возможность проповедовать Евангелие, а вы – те, кто Его еще не знает, а возможно не знал, кто далек от Бога, и т.д. Но если вспомнить заповеди, данные Христом в Нагорной проповеди, то они очень схожи: Блаженны плачущие, ибо они утешатся… (Мф.5,4) По меркам, к которым привыкло светское общество, слезы – нечто непотребное, их нужно спрятать, на лице должна быть улыбка, а если ты не можешь улыбаться естественно – натяни «пластиковую» улыбку. Блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые… (см.Мф.5,5-7) – здесь мы видим образ кого-то слабого, но в том-то и дело, что прежде чем начать подражать Христу, нужно трезво посмотреть на себя. Это должен быть взгляд внутрь себя сквозь призму Евангелия и относительно личности Самого Христа – Его жизни и слова, которые и являются для нас мерой духовного возрастания.
Чуть раньше апостол Павел говорит, что нам Бог судил быть как бы приговоренными к смерти. Потому что мы сделались позорищем для мира (1Кор.4,9). Вроде бы оскорбление… Но с другой стороны, если вспомнить замысел Бога о человеке, он явно не совпадает с привычным шаблоном, по которому живут многие из нас, десятки лет заполняя чем-то второстепенным. Замысел Бога о человеке возводит нас на статус выше ангельского. Подобие Божие – это и мера духовного роста, и состояние безгрешности и чистоты внутри нас. Очевидно, от этой мысли и отталкивается апостол Павел в своем рассуждении – ну не может он похвастаться своим подражанием Христу! Не может похвастаться тем, что воплотил замысел Бога о человеке!
И поэтому этот премудрый учитель говорит от обратного, как и мы иногда поступаем, пытаясь что-то объяснить детям: а вообще то, ты можешь быть лучше! Ты гораздо прекраснее, чем сейчас, твои слова могут изменить многое вокруг, и ты можешь сделать столько добрых дел! Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе – вот вершина человеческого роста, – мы немощны - не когда болеем, речь не об этом: наше духовное бессилие проявляется в любой жизненной ситуации, которая выбивает почву из-под ног. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих (1Кор.4,14), – говорит апостол Павел.
Возрастание в меру роста Христа – совместный труд человека и Бога. Поэтому все, чего нам не хватает, вся наша внутренняя пустота, заполняется только в этом соработничестве, при максимальном усилии и желании человека и помощи Божией, к которой мы прибегаем, а для этого у нас есть все – Церковь Христова, молитва, Евангелие и добрые дела. Аминь.
«Разве не знаете, что вы храм Божий?»
«Разве разделился Христос?»
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|