Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, 1 Кор. 1, 10-18
Икона Распятие Христа. А. Рублев
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня слышали, что апостол Павел умоляет нас быть едиными: Чтобы… не было между вами разделений, – говорит он, – но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (см. 1Кор.1,10).
Поскольку дошла информация, что разные группы, возможно, находящиеся на расстоянии друг от друга, говорят об учении того, кто их крестил. Апостол Павел прямо цитирует: многие говорят «я Аполлосов», потому что принял крещение от Аполлоса, «я Павлов», «а я Христов»... (см. 1Кор.1,12).
Это явление нам знакомо, поскольку тренд на поиск старцев – духовных светил, которые знают все – не изживает себя много столетий. Однако наиболее странное явление, когда при этом «поиске» в комнате «старца» не обнаруживается даже иконы Спасителя – все занято ликами святых, но нет самого Христа и Его Креста.
Зная это, мы с легкостью можем понять, о чем говорит апостол Павел. Конечно, сохранить связь с тем духовным авторитетом, который возможно крестил нас и дает наставления это неплохо. Однако если слово человека, авторитетного для нас, становится более привлекательным, чем Евангелие Христа, мы попадаем в духовную «ловушку».
Слово «крестил» (крещение от Аполлоса, Павла, и т. д.) во многом было придумано для наших славянских язычников, – в данном случае имеется в виду, конечно, Таинство Крещения с погружением крещаемого в воду. Однако, главное, что с человеком в этом Таинстве происходит, – это соединение со Христом. И если мы внимательно будем слушать молитвы во время Таинства Крещения, то заметим, что там человеку дается самый высокий статус, возможный из всех – мы становимся детьми, чадами Божиими. Понятно, что, как и в нормальной семье, Отцу равно хватит любви на всех детей. Однако в этих особенных взаимоотношениях, которые Церковь называет мудро Тайной, в первую очередь важны отношения между двумя – между Богом и человеком, для того, чтобы человек жил и не умирал.
То есть, если будет какое-то искажение или ответвление от тех слов, которые мы слышим и понимаем через Евангелие, человек может ошибиться на своем пути к Богу и уйти в сторону. Чтобы не создавать себе искусственных препятствий, чтобы не было никаких ограничений и препон во взаимоотношениях человека и Бога, апостол Павел говорит с нами достаточно жестко и умоляет. Не обливая нас грязью, он использует собственный пример: Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова (1Кор.1,18). Говоря на детском языке XXI века: я не должен умничать, чтобы не отвернуть человека, ищущего Христа от самого Христа. Подобно мудрому родителю или учителю, который смотрит, как взрослеет ребенок, чему он учится и помогает ему, не создавая условий диктата, – даже если это своеобразная игра в любовь: «Доченька, я так тебя люблю, что за этого человека замуж ты никогда не выйдешь...». О такой любви речи быть не может.
Поэтому апостол Павел, дорогие братья и сестры, используя свое понимание и свой опыт, говорит нам об этом, дабы и мы понимали, что Спасение возможно, если мы ищем Христа и видим пример Его Распятия, ибо спасаемся мы Крестом и Воскресением. Аминь.
О силе и немощи
О дарованиях
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|