Автор: Татьяна Шишова
Вы посетили офтальмолога, и он порекомендовал вашему ребенку носить очки. Часто эта необходимость порождает множество психологических проблем.
О переживаниях "очкариков" я могу судить не понаслышке. На меня саму очки надели очень рано, в восемь лет. Из моих одноклассников близорукостью страдала только я одна, и, конечно, чувствовала себя "белой вороной".
Сейчас детей с плохим зрением гораздо больше, но все равно нельзя сказать, что все поголовно носят очки. Особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда дети очень бурно реагируют на насмешки и дразнилки (порой даже необидные, по мнению взрослых). Так что проблема "очкариков" с повестки дня не снята, хотя и не стоит так остро, как 20-30 лет назад.
По моим наблюдениям, мальчики относятся к очкам спокойнее, чем девочки. Для них это скорее неудобство. Многие мальчишки неряшливы, а очки надо регулярно протирать, держать в футляре. У них же в портфеле и без того мусорная свалка.
Да и на переменке в очках не очень-то повозишься, не покуролесишь. Ну, а про драки и говорить нечего. В общем, очки "приживаются", как правило, у спокойных, собранных, прилежных мальчиков. Таких, кого сейчас на школьном жаргоне называют "ботаниками". А для непоседливых, шаловливых и задиристых ребят очки становятся источником постоянных неприятностей. И, естественно, мальчишки стараются от этих неприятностей избавиться: в лучшем случае надевают очки на уроке, когда надо смотреть на доску. Родители сорванцов поначалу борются за соблюдение врачебных рекомендаций, но при нынешних ценах на оптику борьба вылетает в копеечку, и запал взрослых пропадает.
Девочки еще меньше любят очки, но по другим причинам. У многих появляются комплексы, связанные с внешностью. Они кажутся себе уродинами, и если настаивать на ношении очков, девочка может стать застенчивой, раздражительной, невротичной. Пока ее водят в школу взрослые, она еще будет слушаться, но, обретя некоторую самостоятельность, тоже может увиливать от ношения очков, скрывать, обманывать.
Заботясь о физическом здоровье ребенка, очень опасно перегнуть палку, создав у него состояние постоянного психологического дискомфорта, хронического стресса, от которого здоровье только расшатывается. Лучше стараться проводить более гибкую политику. При небольшой близорукости к очкам вообще не стоит привыкать - иначе потом их никогда не снимешь. От скольких людей я слышала, что они полжизни проходили без очков и при этом чувствовали себя совершенно нормально. А потом по каким-то причинам (например, "для солидности", когда выбились в начальники), попробовали носить очки и уже не смогли без них обходиться.
Когда ребенок не очень четко видит, у него включаются дополнительные компенсаторные механизмы: развивается наблюдательность, усиливается внимание, обостряется слух. Боясь не узнать кого-то издалека, он привыкает опознавать людей по их пластике, одежде или, наоборот, подмечает какие-то их внутренние отличия, сказывающиеся на внешнем облике. То есть, более напряженно, пытливо вглядывается в мир. А ведь именно этой сосредоточенности сейчас не хватает многим детям, растущим в условиях современной городской цивилизации и страдающим синдромом рассеянного внимания.
Но, конечно, в тех случаях, когда без очков обойтись нельзя, надо по возможности "подсластить пилюлю":
- подобрать оправу к лицу;
- попросить учительницу не давать ребенка в обиду, если кто-то начнет дразниться;
- внушать, что очки - это современно, что вид в очках очень умный, интеллектуальный, серьезный, что в очках легче стать отличником, поскольку это связано с представлением об интеллигентности (ребенку помладше можно сказать, что он "как Знайка", детям обычно льстит сходство с этим сказочным персонажем);
- поощрять ношение очков какими-то наградами: например, сорванцам давать призы за выдержку (в конце недели, если очки остались целы);
- девочек, переживающих, что очки им не идут, стараться покрасивей одеть, обращать их внимание на актрис и фотомоделей в очках. Тут реклама, на засилье которой сейчас принято сетовать, сыграет положительную роль.
А главное, стоит обещать, что, став постарше, дети смогут носить контактные линзы или даже сделать операцию. "Непримиримых очкариков" подобная перспектива обычно успокаивает. В чем я опять-таки убедилась на собственном опыте.
Источник: Медведева И. Я., Шишова Т. Л.
Книга для трудных родителей. Блиц-педагогика
Клин, "Христианская жизнь", 2010
Фото: Татьяна Балашова
Что делать, если ребенка невозможно засадить за уроки?
Размышления о раннем развитии, или Всему своё время Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|